Школа мастерства

29 октября в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории состоялся концерт студентов и выпускников класса профессора Виктора Сауловича Портного. Фортепианный вечер проходил в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение» — opus 32. 

Незадолго до концерта Виктор Саулович любезно согласился дать небольшое интервью. 

Н. Б. Виктор Саулович, сколько лет Вы, ваша кафедра и, в целом, наш вуз участвуют в проекте национальной газеты «Музыкальное обозрение»?

В. П. С того момента, как этот фестиваль появился в 2004 году, это ежегодный проект, порядковый номер которого соответствует году издания газеты. Впервые фестиваль в рамках проекта «OPUS» прошел в год 15-летия «МО» и стал одним из самых масштабных в истории газеты.  Начиная с опуса 15, мы принимали участие почти во всех этих масштабных мероприятиях. Многие наши молодые, и не молодые исполнители участвовали в этом проекте. В фестивальных концертах выступали не только солисты, но и творческие коллективы – хор, симфонический оркестр.  Когда в консерватории не было большого концертного зала, или шёл ремонт, концерты проходили на разных площадках: в зале Карельской государственной филармонии, Музыкально-хоровой школы, в зале Музея изобразительных искусств, куда нас приглашала директор музея Наталья Ивановна Вавилова, в концертном зале Дворца искусств г. Кондопоги.

Н. Б. Кто занимается отбором программы для исполнения в концертах этого проекта?

В. П. Как правило, информация о фестивале размещается на сайте газеты «Музыкальное обозрение» и рассылается по различным учреждениям — вузам, филармониям, другим концертным и образовательным организациям. Поступающая в консерваторию информация доводится до сведения кафедр, руководителей творческих коллективов, затем формируется концертная программа. Помимо концертов, в период фестиваля проходят и различные конкурсы музыковедческих работ, конференции и форумы. В них участвовали и наши студенты, завоевывая призовые места. Руководителем студенческих публицистических статей была Л. А. Купец. 

Н. Б. Насколько заблаговременно Вы даете программу своим ученикам?

В. П. Всегда по-разному, в зависимости от времени поступающей информации. Скажем, уже сейчас понятно, что в будущем году будет «Опус 33», можно объявлять конкурс на исполнение «33 вариаций на тему Диабелли» Бетховена, или «33 вариации на тему русской народной песни» Вавилова. Буквально вчера мы разговаривали с композитором, у которого есть 33 вариации, а в будущем году будет опус 33. Но не будем загадывать...

Н. Б. В этом году в концерте участвуют одни пианисты. Это совпадение?

В. П. Так получилось, что в последние несколько лет это концерты в основном фортепианной музыки, однако в разные годы бывало по-разному. Например, в юбилейном 2019-м году, в год 30-летия газеты, помимо сольного фортепианного вечера, состоялся и симфонический концерт, в котором прозвучал 23-й концерт Моцарта (солист Александр Лубянцев).

Н. Б. Что даёт студентам участие в этом проекте?

В. П. Во-первых, это исполнительская практика, а она всегда полезна и нужна. Во-вторых, как правило, фестиваль происходит в начале учебного года, когда студенты после каникул начинают только входить в учебный процесс. Подготовка к фестивальным концертам привносит в этот процесс динамику, является большим стимулом для студентов, как и сам факт причастности к Всероссийскому фестивалю. Могу сказать, что среди участников с самого первого «опуса» были молодые музыканты — студенты нашей консерватории, ставшие ныне известными в музыкальном мире — это вокалисты Надежда Павлова и Юлия Маточкина, пианисты Елена Тараховская, Ксения Лубянцева и многие другие. 

Н. Б. Не пора ли выпустить диск с записью всех концертов этого проекта?

В. П. Записи последних концертов передаются в редакцию «Музыкального обозрения». Федор Гаранжа (звукооператор концертного отдела консерватории) все делает замечательно, в фонде фонотеки консерватории записи тоже хранятся. О диске надо подумать, ведь это история консерватории.

Н. Б. В проекте газеты «Музыкальное обозрение» принимают участие и другие российские консерватории. Можете ли Вы назвать произведения, которые прозвучали только в нашей и не звучали в разные годы в программах этого проекта у исполнителей других консерваторий?

В. П. Совершенно точно сказать невозможно, но, например, вариации Веберна ор. 27, которые звучат крайне редко на концертной эстраде, играл Александр Соловьев. В этом же концерте было исполнено Рондо-каприччиозо Сен-Санса в переложении для двух фортепиано, сделанное Клодом Дебюсси, когда ему было 27 лет. 

В прошлом году концерт «Опус 31» был посвящен сонатам Бетховена и 270-летию со дня рождения композитора. В этом сезоне две поэмы Скрябина ор. 32 исполнялись в концерте Александра Лубянцева, который состоялся в Петрозаводске, а затем в Малом зале Петербургской филармонии в сентябре, что также было отмечено, как знак уважения фестивалю. 

 

И вот, наконец, долгожданный концерт состоялся. У него есть своё фирменное начало – вступительное слово Виктора Сауловича, из которого слушатели узнали об истории газеты «Музыкальное обозрение» (основанной в 1989 году и у истоков которой стоял первый секретарь Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников) и об инициаторе и генераторе всех творческих и публицистических начинаний газеты, его главном редакторе Андрее Алексеевиче Устинове, заслуженном деятеле искусств России, признанном во всем мировом музыкальном сообществе журналисте, музыковеде, неутомимом общественном деятеле. 

В концертах, организацией которых занимается Виктор Саулович Портной, вступительное слово никогда не выглядит данью традиции. Концерт начинается СЛОВОМ (Вначале было Слово!). Слушатель погружается в исторический контекст и проникается смыслом того события, участником которого он является. И только потом начинается Музыка. 

В программу концерта, состоявшегося 29 октября, вошли произведения, связанные с номером 32 – это возраст композитора (Моцарт, Бетховен и Шопен), опусы 32 (Регер, Рахманинов, Скрябин) и количество пьес в цикле (Бетховен 32 вариации). Цифра 32 объединила произведения разных жанров и стилей: вариации Людвига ван Бетховена, баллада Фридерика Шопена, сонаты Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, прелюдии Сергея Рахманинова, поэмы Александра Скрябина и характерные пьесы Макса Регера. 

Программа концерта привлекла внимание большого количества слушателей. Публика тепло принимала всех выступающих и ярко эмоционально реагировала на исполнение молодых пианистов. В концерте приняли участие, как студенты младших курсов, так и молодые преподаватели кафедры специального фортепиано, вписавшие свои имена в историю этого грандиозного фестивального проекта. Концерт прошёл «на одном дыхании» и продемонстрировал профессиональное мастерство исполнителей разного возраста, относящихся к одной исполнительской школе — Школе профессора Виктора Сауловича Портного, фортепианная родословная которого восходит к традиции школы Теодора Лешетицкого, прославленного пианиста и педагога. 

Надежда Бунар


Дата публикации: 08.11.2021