Союзу композиторов Республики Карелия – 85 лет

18 ноября 2022 года в Карельской государственной филармонии прошел юбилейный концерт Союза композиторов Республики Карелия, составленный из произведений для симфонического оркестра, написанных композиторами Карелии в последние годы.

После концерта студентам музыковедам Петрозаводской консерватории удалось пообщаться с композиторами, задать им несколько вопросов о сочинениях и творческих планах.

 

Сны в ноябре: о новом сочинении Анны Афанасьевой 

Снежный ноябрьский вечер. Солнце быстро село. Но люди, несмотря на темноту и холод, спешили в Концертный зал Карельской филармонии, навстречу прекрасной музыке, которая согреет их сердца. Солидный повод – 85-летие Союза композиторов Республики Карелия – собрал 18 ноября 2022 года в стенах филармонии мастеров-композиторов, профессиональных музыкантов и благодарных слушателей. Программа юбилейного концерта была составлена из симфонических произведений и порадовала спектром различных жанров: симфония, скерцо, программная и вокальная музыка; помимо уже исполнявшихся опусов в стенах филармонии состоялись три премьеры. Одна из них – сочинение «Запретить себе видеть сны» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, фортепиано и ударных инструментов – принадлежит перу Анны Афанасьевой. 

У партитуры есть предисловие: «Интерес к сновидениям был у людей всегда. Сновидения исследуют, стремятся расшифровать. Их часто связывают и с потусторонним миром, и с подсознанием человека. В сложные для меня жизненные моменты я запрещаю себе видеть сны. Потому что не хочу заниматься их расшифровкой, не хочу подсказок от сознания. И я действительно могу долгое время не видеть снов». С этих слов начинается музыка… Короткие мотивы у скрипок погружают зал в сосредоточенную атмосферу. Постепенно вырисовываются мелодические линии, побуждающие воображение на создание богатого пласта образов. Контрастные эпизоды пьесы рождают большое поле ассоциативных связей, передают настроение: то с нотами авантюризма, интриги, напряжения; то безмятежности и меланхолии. Музыка сюжетная, интересная, цепляющая. Как и выбор программы произведения.

В музыке тема сна встречается в творчестве многих композиторов (Мендельсон, Берлиоз, Штраус, Прокофьев и другие). Она не исчерпывает себя, остается вечной, манящей, загадочной и оттого вдохновляющей на новые творения. Как пишет сама Анна Афанасьева, сны – очень таинственное, необычное состояние человека. На концерте нам удалось осмыслить отношение композитора к феномену сновидений и понять замысел, вложенный в камерное сочинение «Запретить себе видеть сны».

Для Анны до сих пор остается загадкой, почему она начала писать музыку, но одной из возможных причин можно назвать мечту детства. Свой витиеватый и тернистый путь к композиторскому ремеслу Анна начала самостоятельно, произведения зарождались по вдохновению, как говорит сама композитор: «Сочинение музыки в моей жизни было всегда, но я не писала музыку постоянно». 

Недолгое время композиторскому ремеслу Анна Афанасьева училась у карельского композитора – Виктории Сергеенко. В годы обучения в консерватории Анна Геннадьевна занималась композицией сначала с Игорем Владимировичем Мациевским, поскольку первые годы Анна обучалась на финно-угорском отделении. Чуть позже, после перевода на композиторское отделение, посчастливилось поучиться под руководством карельского композитора Александра Сергеевича Белобородова. С июня 2021 года Анна Геннадьевна Афанасьева состоит в Союзе композиторов Республики Карелия. 

Перед концертом Анна поделилась своими впечатлениями: 

- Есть небольшое волнение, но успокаивает то, что музыку будут исполнять замечательные музыканты, которые сделают всё возможное, чтобы донести её до сердец слушателей. Для меня большим счастьем является то, что исполнение прозвучит в филармонии в задуманном мной составе. Ожиданий от исполнения я не строю никогда. Всегда что-то может пойти не так. Музыканты и их исполнение зависит от впечатления и образа. В этот момент мне нужно спокойно относиться к интерпретации исполнителей, что я и делаю с пониманием. 

После премьеры композитор находилась в прекрасном настроении: «Всё, что я хотела сказать в музыке, было реализовано. Музыканты великолепные». Зал встретил новое сочинение единогласным восторженным одобрением. «Зажигательная пьеса», «действительно интересная, яркая», «привлекает к себе внимание, заставляет слушать, удивляет» – такие комментарии озвучивала публика. 

Еще раз хочется поблагодарить Анну Афанасьеву за ее труд, поздравить с премьерой и пожелать новых творческих свершений. А мы с нетерпением будем ждать встреч и с ее музыкой, и с музыкой других членов Союза композиторов Республики Карелия. 

Беседовали с композитором Алиса Комарова и Дарья Семко,

студентки Петрозаводской государственной консерватории 

имени А. К. Глазунова (музыковедение) 

 

Посвящение 85-летнему юбилею Союза композиторов Карелии

 

В этом году карельскому Союзу исполнилось 85 лет. Он основан в 1937 году и является одним из старейших в России. Его организаторами и первыми членами были Р. С. Пергамент, К. Э. Раутио, В. П. Гудков, Л. К. Йоусинен, Б. С. Ефимов, Я. М. Геншафт, Л. Я. Теплицкий, Л. С. Гликман. 

На создание Союза повлияла Декада карельского искусства в Ленинграде, которая прошла в марте 1937 года. Прозвучавшие в ее концертах сочинения показали, что в Карелии сложилась своя композиторская школа. Через короткое время в Союз вошли новые члены – Г.-Р. Н. Синисало и А. И. Голланд. Их деятельность была тесно связана с изучением традиций фольклорной культуры северного края и стала основой для дальнейшего развития композиторского творчества.  

Сейчас Союз композиторов Карелии объединяет в себе композиторов и музыковедов старшего и младшего поколений. Это Г. А. Вавилов, Б. Д. Напреев, Н. Ю. Гродницкая, В. Н. Угрюмов, В. И. Нилова и О. А. Седова, В. В. Сергеенко, А. Г. Смирнова, Т. С. Екименко, П. В. Крышень, А. Г. Афанасьева, Н. С. Котов, А. В. Сало, Т. А. Кончакова, Е. А. Савина и В. К. Кошелев.

Под руководством дирижера Алексея Деголовича Ньяги и в исполнении Симфонического оркестра Карельской филармонии прозвучали произведения мастеров – Г. А Вавилова («Ностальгический вальс» для струнного оркестра), Б. Д. Напреева (Симфония № 5, op. 61), а также произведения молодых композиторов – П. В. Крышень («Северное Солнце» для ансамбля медных духовых и ударных инструментов), А. В. Сало («О, Северный Край мой» для меццо-сопрано и симфонического оркестра). 

Были и премьеры, среди которых Скерцо для симфонического оркестра В. Н. Угрюмова и «Запретить себе видеть сны» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, фортепиано и ударных инструментов А. Г. Афанасьевой. Свое место среди премьер заняло и «Сотворение мифа» Николая Сергеевича Котова, оркестровый опус, основанный на одном из сюжетов «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина, «Музыке Айнур». 

Николай Сергеевич Котов – один из молодых представителей Союза композиторов. В 2008 году он закончил Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова по специальности «Композиция» в классе профессора А. С. Белобородова. Во время обучения стал лауреатом конкурса им. Д. Д. Шостаковича. С 2018 по 2020 обучался в консерватории по двум направлениям: в магистратуре по специальности 53.04.04 «Дирижирование оперно-симфоническим оркестром» в классе профессора В. И. Стачинского и в ассистентуре-стажировке по специальности 53.09.03 «Искусство композиции» у профессора Б. Д. Напреева.

В 2008 году Н. С. Котов стал одним из инициаторов и учредителей «Молодежного оркестра Республики Карелия». С 2012 года и до настоящего времени он работает преподавателем Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио. 

Сочинение, прозвучавшее в юбилейном концерте, привлекло нас необычным замыслом, и мы решили задать несколько вопросов автору. 

Николай Сергеевич, поздравляем Вас с премьерой! Расскажите, пожалуйста, почему Вы обратились именно к сюжету Джона Толкина?

- Произведение называется «Музыка Айнур». Но по факту оно рассказывает о сотворении мира. Но так как это что-то церковное, решено было назвать произведение «Сотворение мифа». Почему? Мне близка философская составляющая этого произведения. Мир создан из музыки... Первый раз я читал это лет 20 назад. Достаточно давно.

Мы знаем, что Вы закончили консерваторию и как композитор, и как дирижер. Помогла ли Вам профессия дирижера в деятельности композитора?

- Понимаете, я не могу разделить эти две профессии. У меня не получается. Я все репетиции ходил и переживал. Алексей Деголович (Ньяга) сказал мне выключить режим дирижера и оставить только композитора, но у меня не получается. Я много работал и продолжаю работать дирижером. Сейчас правда меньше, но иногда бывает с оркестром, и в основном со струнными, и с детскими оркестрами. Мне близка специфика и понятны возможности. И в целом нас всегда хорошо учили инструментоведению, инструментовке. Мне больше нравится оркестровое мышление, нежели камерное.

Расскажите о своих дальнейших творческих планах?

- Творческие планы всегда возникают спонтанно. Есть очень много немузыкальных причин, которые мешают заниматься творчеством. 

Выражаем огромную благодарность Николаю Сергеевичу за интересную и увлекательную беседу! 

Беседовали с композитором Елена Ракова и Екатерина Руденко, 

студентки 1 курса Петрозаводской государственной консерватории 

имени А. К. Глазунова (музыковедение)

 

Владимир Угрюмов:

несколько слов о композиторе и его музыке

 

18 ноября 2022 года мне посчастливилось побывать на концерте, посвященном юбилею Союза композиторов Республики Карелия. На концерте прозвучали произведения Полины Крышень, Анны Афанасьевой, Николая Котова, Владимира Угрюмова, Бориса Напреева, Геннадия Вавилова и Анастасии Сало. Многие сочинения исполнялись впервые, и для нас, слушателей, было огромной честью стать свидетелями этого исторического события. Для меня этот концерт стал одним из самых ярких и запоминающихся, так как была видна огромная работа, проделанная как самими композиторами, так и исполнителями. 

Особенно мне запомнилось сочинение Владимира Николаевича Угрюмова – Скерцо для симфонического оркестра. Ранее я уже была знакома с фортепианными сюитами этого автора, которые произвели на меня огромное впечатление. Поэтому после концерта я была рада лично пообщаться с Владимиром Николаевичем и задать ему вопросы о его музыке и о том, как он пришел к композиторской деятельности. 

Владимир Николаевич поделился, что скерцо является его любимым жанром, поскольку в скерцо происходит постоянная смена образов, связанных при этом с единым интонационным зерном. Таким образом, исходная интонация постоянно преображается, изменяется, и возникает форма, которая дает большие возможности для фантазии композитора.  

После разговора о музыке Владимир Николаевич немного рассказал о своем профессиональном пути. Заниматься композицией он начал в 1960-х годах, когда учился в Калининском музыкально-педагогическом училище на дирижерско-хоровом отделении. Владимир Николаевич тепло отзывался о своем педагоге по композиции Вячеславе Михайловиче Грабе, именно он заложил тягу к сочинению музыки. Они занимались ежедневно, на протяжении восьми лет. После окончания училища Владимир Николаевич поступил в Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в класс Альберта Семеновича Лемана, а после окончания консерватории остался в Петрозаводске и продолжил радовать нас своим творчеством. 

Вклад наших композиторов в музыкальную культуру Карелии неоценим. Мы должны уважать и поддерживать творчество современных деятелей культуры. Я очень рада, что мне удалось пообщаться с Владимиром Николаевичем Угрюмовым лично и ближе познакомиться с его композиторской деятельностью. 

Беседовала с композитором 

Полина Лапшина, студентка 2 курса Петрозаводской 

государственной консерватории 

имени А. К. Глазунова (музыковедение)

 

Полина Крышень и ее «Северное солнце»

 

18 ноября 2022 года в Карельской государственной филармонии состоялся концерт в честь 85-летия Союза композиторов Карелии. На нем прозвучали произведения не только уже маститых, признанных композиторов, но и молодых, перспективных авторов. Среди них – Полина Крышень, сочинение которой открыло юбилейный концерт.

Полина Викторовна является членом Союза композиторов России, членом правления Союза композиторов Карелии, старшим преподавателем Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, а также лауреатом и дипломантом международных и всероссийских конкурсов. Помимо этого, она открытый, позитивный и деятельный человек, с активной жизненной позицией. Ее воспитанники становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Полина стремится выводить композицию в мир из стен музыкальных учебных заведений, а также мечтает об организации собственного фестиваля композиторов.

Сочинение «Северное солнце», написанное в 2019 году, предназначено для весьма необычного состава – двенадцати медных духовых инструментов, вибрафона и литавр. Ранее оно уже исполнялось, а в этот день прозвучало благодаря солистам симфонического оркестра Карельской филармонии и дирижеру Алексею Ньяга. «Северное солнце» является одним из трех произведений, тематику которых Полина связала с карельской природой (два других – «Белая ночь» также для 12 духовых и «Шевеление сосновых иголок» для флейты и баяна). По словам автора, ей было интересно работать с подобным составом инструментов, это стало благодатным материалом для творческих экспериментов. 

Художественный замысел не связан с какой-либо конкретной программой, а отталкивается от субъективного видения композитором явления северной природы. Среди особенностей сочинения можно отметить переменный размер, обилие синкоп и квартовых интонаций. Партитура пестрит акцентами и стаккато на фоне педальных тонов. Пронзительно звучат тираты у труб, а также довольно подвижна партия тубы в среднем разделе.

Круг используемых средств будит воображение и рождает такие ассоциации. Солнце на севере в зимнюю пору задерживается на небосклоне довольно недолго, для людей оно желанный гость. Каждое его появление, озаряя слабыми лучами землю, дает людям надежду на лучшее, что еще не все потеряно, что не за горами белые ночи и теплая погода. Но пока зима, мороз колюче обжигает лицо и руки, постоянно темно. Поэтому именно в это время все так начинают ценить солнце, его благодатный свет. Медные духовые инструменты с их фанфарами как будто олицетворяют солнце, его эффектное появление, а многочисленные акценты и стаккато возвращают в зимнюю атмосферу, с ощущением покалывающего холода.

Размышляла о сочинении Полины Крышень София Дудоладова, 

студентка 2 курса Петрозаводской государственной консерватории 

имени А. К. Глазунова (музыковедение)

 

 

На фото: 1 ряд - Павел Левадный, 2 ряд - Вячеслав Кошелев, Надежда Красикова, Анастасия Сало, 3 ряд - Татьяна Екименко, Татьяна Кончакова, Анна Афанасьева, Наталия Гродницкая, Наталья Хилько, 4 ряд - Любовь Купец, Полина Крышень, Борис Напреев, 5 ряд - Николай Котов.


Дата публикации: 30.11.2022

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.