Вечер скрипичной музыки

18 ноября в городском Выставочном зале Петрозаводска состоялся концерт студентов старшего преподавателя Петрозаводской государственной консерватории Е. В. Терехова, концертмейстер — Н. В. Терехова. В программе прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов различных эпох и жанров для скрипки соло, в сопровождении фортепиано, а также в исполнении квартета.

Открыла концерт студентка 3 курса Юлия Артемьева. В её исполнении прозвучали два произведения, которые можно отнести к популярным произведениям скрипичного репертуара: «Романс» С. В. Рахманинова и «Малагуэнья» П. Сарасате. «Романс» — одно из немногочисленных произведений Рахманинова для скрипки, в котором композитору удалось совместить преобладающее мелодическое звучание в жанре инструментального романса (“romance sans paroles”) с техническими возможностями скрипки. «Малагуэнья» П. Сарасате— пьеса из первой тетради «Испанских танцев», написанной в конце 70-х годов 19 века и посвящённой крупнейшему скрипачу того времени Йозефу Иоахиму. В этом произведении скрипач и композитор поставил перед исполнителем сложную задачу: совместить испанский колорит и танцевальность со сложнейшими техническими приемами, что и было представлено слушателям в этот вечер.

Следующим номером прозвучала первая часть Концерта для скрипки №1 С. С. Прокофьева в исполнении студентки 4 курса Изабеллы Винокуровой. Первый скрипичный концерт был написан в 1917 году — в один год с Первой симфонией. Работая над концертом, композитор писал: «Я очень люблю его темы, Концерт обещает быть трогательным». Йожеф Сигети, благодаря которому Концерт завоевал успех у публики, писал, что находил в нем «настроение маленького мальчика, внемлющего сказке». В Концерте композитор сочетает лирику с озорством и игривостью, фантастику и причудливость с драматизмом, что характерно для индивидуального почерка Прокофьева.

Студентка 3 курса Екатерина Туманова подготовила для слушателей произведения К. Дебюсси и Э. Блоха. «Девушка с волосами цвета льна» – прелюдия для фортепиано французского композитора Клода Дебюсси, которая является самой узнаваемой из его произведений, существующая в виде многочисленных аранжировок, в том числе для скрипки и фортепиано в переложении А. Хартмана. Прелюдия названа по одноименному стихотворению французского поэта Леконта де Лиля. Прелюдия-портрет «Девушка с волосами цвета льна» отличается акварельной прозрачностью и живостью композиции. Мелодия, в сопровождении мягких аккордов, развивается спокойно и неторопливо, что воплощает идеал женственности и красоты. «Нигун» (импровизация) Э. Блоха является второй частью сюиты «Баал Шем», написанной в 1923 г. для скрипки и фортепиано, а затем для скрипки с оркестром в 1939 г., названная так в честь основателя хасидского движения раввина Израэля бен Элиэзера, более известного как Бааль Шем Тов (евр. "Обладатель доброго имени"). Нигуны – это мелодии-напевы без слов, своего рода молитвы, в наше время нередко исполняемые и на музыкальных инструментах, основная функция которых – пробудить душу и приблизить человека к Творцу.

Публика также услышала и произведения для скрипки соло в исполнении ассистента-стажера 1 года обучения Людмилы Женевской – две части из сонаты Э. Изаи №1 и каприс Н. Паганини №10. Опус Паганини «24 каприса для скрипки соло» — это всегда вызов для исполнителя, проверка на прочность и самообладание, а опус Изаи «Шесть сонат для скрипки соло» требует от исполнителя не только определенного уровня мастерства, но и теоретических знаний, которые помогают исполнителю, например, в Сонате №1 соединить воедино строгость форм, берущих начало ещё из эпохи барокко, с импрессионистским началом.

Вновь прозвучавший в программе «Романс» С. В. Рахманинова, в исполнении студентки 3 курса Виктории Сухановой, дал понять слушателям, что каждый исполнитель имеет свой индивидуальный исполнительский стиль и интерпретацию. Скрипачкой был также исполнен написанный в 1887 году «Хаванез» К. Сен-Санса, который отличается элегантностью, мелодичностью и упругостью ритма. Отношение Сен-Санса к скрипке как к инструменту, обладающему неисчерпаемыми возможностями, открыло новые горизонты в развитии жанра инструментальной миниатюры в 19 веке. Композитор использует яркие тембровые комбинации и излюбленные французскими скрипачами лёгкие изящные штрихи.

Заключительным сольным номером прозвучал «Вальс-скерцо» П. И. Чайковского в исполнении Людмилы Женевской. Блестящую концертную пьесу композитор написал в 1877 году, который оказался одним из самых тяжелых периодов его жизни. Но постепенно душевный кризис сменился на большой прилив творческих сил и вдохновения. «Вальс-скерцо» – это произведение, в котором Чайковский смог ярко отобразить высшую душевную гармонию и показать, что человек может быть счастлив. Произведение сочетает в себе яркий тематизм, виртуозную технику, бравурные пассажи, и при этом яркую образность, идущую от излюбленного композитором жанра вальса. Несмотря на множество интерпретаций, каждый слушатель сможет и улыбнуться в душе, и погрузиться в ностальгические воспоминания.

В завершение вечера прозвучала первая часть Сюиты для струнного квартета (Интродукция и фуга) А. К. Глазунова в исполнении студентов 3 курса Анастасии Лимаревой (скрипка), Екатерины Тумановой (скрипка), Анастасии Соколовой (альт) и студента 5 курса Рейнера Кастильо (виолончель). В свое время музыковед Ю. В. Келдыш отметил, что эта Сюита «свидетельствует о стремлении к освобождению от конкретной жанровой характеристичности к более обобщенным, классически строгим формам музыкального выражения».

Подобные концерты — это приятный для исполнителей повод собраться вместе, продемонстрировать своё мастерство слушателям, которые в свою очередь приветствовали и провожали каждого громкими аплодисментами.

Людмила Женевская, ассистент-стажер 1 года обучения

 


Дата публикации: 02.12.2022