Звучат квартеты Александра Глазунова

Звучат квартеты Александра Глазунова

Главные юбилейные события года, посвящённые 55-летию Петрозаводской государственной консерватории, завершились, а музыка Глазунова продолжает звучать. Имя Глазунова, его музыка и Петрозаводская консерватория прочно связаны навсегда.

В многожанровом наследии композитора – автора симфонических полотен балетных представлений, вокальных и инструментальных миниатюр и произведений других жанров, – жанр струнного квартета занимает почётное место. Обращение композитора к этому составу во многом было обусловлено популярностью в России бытового камерно-ансамблевого музицирования. Большую роль сыграли и квартетные собрания в доме Митрофана Петровича Беляева. Определяющее значение имели также поддержка Н. А. Римского-Корсакова (под его руководством был написан Первый квартет) и участие самого Глазунова в камерных ансамблях на домашних концертах в качестве альтиста или виолончелиста.

Глазунов сочинял квартеты в разные периоды творчества. Его первым квартетом, помеченным ор. 1, стал Струнный квартет № 1 Ре мажор, оконченный в 1882 году, когда композитору было всего 17 лет. Последним квартетным опусом стал Струнный квартет № 7 До мажор ор. 107, имеющий название «В память о прошлом», написанный в 1930 году за 6 лет до кончины. За период с 1881 по 1930-й год Глазунов написал 7 квартетов, входящих в Золотой фонд квартетного репертуара.

В середине 1880-х годов Глазунов создал ряд отдельных характеристических пьес для струнного квартета, объединенных в два цикла: «Новеллетты» ор. 15 (1886) и «Славянский квартет» ор. 26 (1888). Первый из них включает в себя пять пьес преимущественно танцевального характера, связанных с музыкальными жанрами различных стран и народов:

  1. В испанском стиле
  2. В восточном стиле
  3. Интерлюдия в старинном стиле
  4. Вальс
  5. В венгерском стиле

Над Сюитой ор.35 (До мажор) композитор начал работать в 1887 году. Процесс затянулся до 1891 года. Причиной стало параллельное сочинение крупных оркестровых полотен: Третьей симфонии, фантазий «Лес», «Море» и других опусов. В Сюите Глазунов продолжил традицию непрограммных сюит Чайковского, в которые объединены пьесы разных жанров.

Элегия ор. 105 относится к позднему периоду творчества (1928). Это небольшое произведение посвящено «Памяти Митрофана Петровича Беляева».

Митрофан Петрович Беляев – русский лесопромышленник, музыкальный издатель и меценат. Он был дружен с Глазуновым и много сделал для пропаганды его музыки, исполнения и издания сочинений Глазунова. Участниками знаменитых пятничных вечеров в доме Беляева были кроме Глазунова выдающие музыканты того времени и в их числе – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и многие другие. Здесь можно было встретить А. П. Бородина, П. И. Чайковского и Ц. А. Кюи, а также приезжих артистов, каких как Артур Никиш. Тесные связи с Беляевским кружком поддерживал петербургский музыковед Александр Оссовский.

5 декабря 2022 года квартеты Глазунова прозвучали в Малом зале Петрозаводской консерватории в исполнении Анастасии Лимаревой, Екатерины Тумановой, Анастасии Соколовой, Рейнера Кастильо, Юлии Артемьевой, Татьяны Васильчук, Виктории Палютиной, Изабеллы и Вероники Винокуровых, Дмитрия Попова, Марии Ветошкиной, Анастасии Вакулиной, Татьяны Слука, Анны Тапургиной, Виктора Игнатьева, Виктории Сухановой, Валентина Шагжиева, Дарьи Егоровой, Серафима Феденко, Полины Пермяковой, Надежды Шмиголь.

Юбилейный и календарный год уходит, а в памяти остается музыка, проникнутая задушевным лиризмом, сердечным теплом, ностальгическими воспоминаниями.Спасибо исполнителям за такой прекрасный предновогодний музыкальный подарок. Мы будем вспоминать события этого года, окрашенные разными звучаниями музыки Глазунова.

Елена Карасёва, студента 2 курса, музыковед

 


Дата публикации: 09.12.2022