Союз композиторов Карелии был основан в 1937 году. Его организаторами и первыми членами были Р. С. Пергамент, К. Э. Раутио, В. П. Гудков, Л. К. Йоусинен, Б. С. Ефимов, Я. М. Геншафт, Л. Я. Теплицкий, Л. С. Гликман. Непосредственным стимулом создания этой творческой организации явилась Декада карельского искусства в Ленинграде, которая прошла в марте 1937 года. Прозвучавшие в ее концертах сочинения свидетельствовали о том, что в республике сложилась группа профессиональных композиторов. Через короткое время в Союз вошли новые члены – Г.-Р. Н. Синисало и А. И. Голланд. Их деятельность, тесно связанная с постижением богатейших традиций фольклорной культуры края, явилась фундаментом развития композиторского творчества в последующие десятилетия.
Первым председателем Союза композиторов Карелии был избран Р. С. Пергамент (1937–41, 1944–48), в дальнейшем этот пост занимали Л. В. Вишкарёв (1943–44), К. Э. Раутио (1948–56), Г.-Р. Н. Синисало (1956–89). С 1989 г. организацию возглавляет А. С. Белобородов.
С самого начала композиторов Карелии связывала творческая дружба с представителями Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. В разные годы в республике работали Л. В. Вишкарёв, Н. Н. Леви, Ю. М. Зарицкий.
Большое значение для развития музыкальной культуры республики и укрепления авторитета Союза композиторов имела творческая, исполнительская и педагогическая деятельность Леонида Васильевича Вишкарёва (1907–2001), с 1936 по 1950 гг. жившего в Карелии. Внимание к местному фольклору отразилось во многих его произведениях: опере «Сампо» (1945), «Вепсской сюите» для фортепианного квинтета, 15 инвенциях на карельские темы, концерте на финские темы для фортепиано с кантеле-оркестром и других сочинениях. Композитор Наталья Николаевна Леви (1901–72), в 1936–37 гг. работавшая сотрудником института фольклора в Петрозаводске, совместно с В. П. Гудковым подготовила первую научную публикацию традиционного и современного музыкального фольклора народностей Карелии (Песни Карело-Финской ССР, 1941). Она создала немало произведений, ставших заметными явлениями в музыкальной жизни республики, среди них: «Карельская сюита» на народные тексты (1937), детская опера «Карельская сказка» (1940), обработки финских, карельских, поморских напевов. Широкое признание в республике получили опера «Меч кузнеца» композитора и фольклориста Юрия Марковича Зарицкого (1921–1975), а также его многочисленные обработки и песни.
Ощутимый вклад в деятельность Союза композиторов Карелии внес музыковед Георгий Ильич Лапчинский (1920–2000). На протяжении двадцати лет, вплоть до 1971 года, он вел в Карелии разнообразную общественную и исследовательскую работу. В 1967 году он стал первым директором Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Лапчинский – автор первого труда по истории профессионального музыкального творчества республики «Музыкальная культура Карелии», а также ряда популярных монографий о ведущих композиторах – Г.-Р. Н. Синисало, Р. С. Пергаменте, К. Э. Раутио, А. И. Голланде.
В 1960–90-е годы деятельность Союза композиторов Карелии отмечена высокой творческой активностью. Появилось множество ярких сочинений, в которых композиторы оригинально и разнообразно претворяли особенности национального фольклора республики, события ее истории. Подъем творческой и исследовательской деятельности отразился в целом ряде изданий, среди которых: монографии Н. Ю. Гродницкой «Гельмер-Райнер Синисало», «Оперы и балеты композиторов Карелии»; подготовленные Т. В. Краснопольской «100 песен, собранных в Карелии», «Песни Карельского края», «Песни Заонежья в записях 1880–1980 гг.», а также сборник ее статей «Певческая культура народов Карелии». Опубликованы коллективные сборники научных материалов: «Музыкальное искусство Карелии», «”Калевала” в музыке», «Музыкальная культура Карелии», «Профессиональная музыка Карелии» и др.
Большую роль в плодотворной работе творческой организации сыграл заслуженный работник культуры КАССР и Российской Федерации Н. И. Самсонов, с 1975 по 2002 гг. работавший ответственным секретарем Союза.
Музыкальная общественность Карелии хранит память о композиторах Б. С. Ефимове и Л. С. Гликмане, ушедших в первые дни Великой Отечественной войны на фронт и отдавших жизнь за Родину.
Сейчас Союз объединяет композиторов и музыковедов трех поколений. Старшее представляют Г. А. Вавилов, Р. Ф. Зелинский, Б. Д. Напреев, Э. Н. Патлаенко, Н. Ю. Гродницкая, Т. В. Краснопольская, среднее – А. С. Белобородов, В. К. Кошелев, В. Н. Угрюмов, В. И. Нилова; О. А. Седова, В. В. Сергеенко, А. Г. Смирнова – творческая молодежь.
Национальным достоянием Карелии, предметом ее гордости является профессиональная музыкальная культура, представленная именитыми и молодыми композиторами, авторитетными музыковедами и музыкальными критиками, знаменитыми исполнителями. С момента образования республики в 1920 году произошли колоссальные изменения. Первые композиторы – одаренные музыканты – в деле сочинения музыки были самоучками. Большую часть их творческого наследия составляли обработки и фантазии на народные темы, массовые песни. Сейчас музыкальное искусство Карелии обогатилось яркими, профессиональными сочинениями во всех академических жанрах. История и современность музыкального творчества нашли отражение в многочисленных исследования музыковедов.
Материал с разрешения автора-составителя взят из сборника: Композиторы и музыковеды Карелии: Справочник / Авт.-сост. О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько; Министерство культуры и по связям с общественностью; Союз композиторов Республики Карелия.— 3-е изд., испр. и доп.— Петрозаводск, 2008.— 166 с: ил.