Борис Дмитриевич Напреев

Борис Дмитриевич Напреев (род. 07.04.1938) – композитор, музыковед, доктор искусствоведения (2005), профессор (1994), Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1995), Лауреат премии «Сампо» (2003), Член Союза композиторов с 1970 г.

Учился в Омском музыкальном училище по классу домры. В 1962 г. окончил Читинское музыкальное училище как дирижер хора, а в 1967 г. Новосибирскую консерваторию как композитор (класс Г. Н. Иванова и А. Ф. Яковлева). В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «К изучению процессов интонационного обновления советской музыки (на материале симфоний Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича)», в 2005 г. – докторскую «Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия».

С 1967 по 1977 г. работал в Хабаровском институте культуры, с 1977 г. преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Занимается общественной работой, проводит концерты-встречи. Награжден знаком «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР» (1982).

Основные произведения

оперы –– «Песнь о пламенном цветке», либретто А. Мишина (1982); «Тростниковая свирель», либретто А. Мишина по мотивам поэзии Л. Параске (1987–88); «Стрела девы Похъёлы», либретто А. Мишина (1992); «В лес отправился мышонок» либретто А. Мишина (1994); «Театр», либретто Б. Напреева (2000);

балеты –– «Мат Даларам», либретто Б. Напреева (2000); «Бездна», либретто Б. Напреева (2001);

симфонические — симфонии: № 1 (1973); № 2 (1975, изд. Л., 1989); № 3 (1977); № 4 (1981); №5 (1985-91); № 6 «Симфоническая месса» (1994); № 7 «Пушкинская» (1997); «Этих дней не смолкнет слава», поэма (1977); симфониетта (1978); сюита № 1 (1974), сюита в старинном стиле для струнного оркестра (1984); Concerto grosso № 1 (1992); «Петра творенье», увертюра (2003); «Времена года», сюита (2005);

концерты –– для ф-но с оркестром № 1 (1975, изд. Л., 1981); № 2 «Юношеский» (1982); № 3 (1986); №4 (1990, зап. Karelia Edition, СD, 1999); № 5 (2007); «Юношеский концерт» для скрипки с оркестром (1985); для саксофона с оркестром (2002);

вокально-симфонические — «Юность в огне», поэма в 4 частях, сл. Ю. Друниной (1969, изд. М., 1979); «С именем Ленина», кантата, сл. С. Васильева (1970); «Памятник», оратория в 10 частях, сл. А. Карасика (1972); «Песни суровых дней», поэма в 4 частях, сл. А. Карасика (1973); «Поэма о железе», сл. А. Мишина, по мотивам «Калевалы» (1983, изд. Л.,1988); «Одиночество» для сопрано с оркестром, сл. Р. М. Рильке (1993); Requiem brevis для женского хора и струнных в 5 частях (1994-2006); «Дудочка Суламифи» в 8 песнях, либретто В. Ананьина (1999); для детского хора с орк.: «Лесная музыка», сл. П. Комарова (1975, изд. Л., 1987); «Портреты героев Калевалы», сл. А. Мишина (1994); «Край родной», сл. О. Мишиной (1997); «Путешествие по городу», сл. А. Мишина (1999);

для хора –– «Ленский расстрел», сл. народные (1966), «Испанский триптих» для хора acapella, сл. Г. Лорки (1989–95); «Переправа», хоровой цикл, сл. Р. Тагора (2006);

камерно-инструментальные — сонатины для ф-но: № 1 (1964); № 2 (1968, изд. М., 1979); № 3 (изд. М., 1982); № 4, «Карельская» (1985, изд. Петрозаводск, 2006); вариации для ф-но (изд. Л., 1986); соната № 5 (1988, изд. Петрозаводск, 2006); 12 прелюдий и фуг для ф-но (1987, изд. Петрозаводск, 2007); струнные квартеты: № 2 (1970); № 3 (1972, изд. М., 1981); сонаты: для альта и ф-но (1980); для скрипки и ф-но (1981); для виолончели и ф-но (1982); 2 пьесы для саксофона и ф-но (1985);

камерно-вокальные — 3 романса на сл. Н. Рыленкова (1968); 4 романса на сл. П. Комарова (1968); 7 детских песен на сл. разных поэтов (1973, изд. Л., 1987); песни к 60-летию ВЛКСМ, сл. И. Костина (1978); 4 романса, сл. А. Ахматовой (1981); Маленькая кантата для меццо-сопрано, гобоя и ф-но, сл. Л. Параске (1984); Stabat Mater для сопрано, ф-но и альта (1995) и др.

для оркестра народных инструментов — Праздничная увертюра (1966); Концертная рапсодия на темы песен народов Карелии (1978); сюита в 4 частях (1979); юмореска для квинтета кантеле (1980);

песни хоровые и сольные, среди них «Зеленые куртки», сл. В. Шульжика (зап. Мелодия, Д 034911–12);

музыковедческие работы Советские симфонии. Хабаровск, 1974. 92 с.; Музыкальная фактура. Ч.1. М., 1982. 54 с.; Музыкальная фактура. Ч.2. М., 1982. 60 с.; Вертикально-подвижной контрапункт в полифонии XIII—XVI вв. [монография]. Л., 1983. 100 с.; Теория инструментовки [монография]. Петрозаводск, 1996. 95 с.; Полифония (фуга) и оркестр [монография]. Петрозаводск, 2003 250 с.; Ты, серпа и молота вольная отчизна (составление и предисловие). Петрозаводск, 1982. 79 с.; К вопросу об интонации // Вопросы музыкознания. М., 1976. С. 280–299 (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 18); Н. Менцер: Монографический очерк // Композиторы Российской Федерации. Вып. 2. М., 1982. С.191–226; Живет в народе песня (предисловие к фотоальбому). Петрозаводск, 1983; К истории песни в Карелии // Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983. С.101–114; Методические комментарии к инструментовке для симфонического оркестра Прелюдии и фуги («Рассказ о герое») Д. Б. Кабалевского. Петрозаводск, 2001. 15 с.; Реконструкция партитуры и методические комментарии к транскрипции для симфонического оркестра фуги G-dur И.С. Баха (ХТК II), выполненной Л. Буслером. Петрозаводск, 2004. 26 с.; Инструментовка для симфонического оркестра фуги in B ор.34 М. К. Чюрлёниса и методические комментарии. Петрозаводск, 2007. 46 с., а также рецензии и заметки в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Punalippy», «Carelia», «Музыка и время», в республиканских газетах; редактирование музыкальных изданий.

Литература: Салнис Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева и др.) // Сов. музыка. 1982. № 6. С. 21–24; Толстых Н. П. Развивая фольклорные традиции // Сов. музыка. 1985. № 9. С. 29; Гродницкая Н. Ю. О композиционно-драматургических особенностях оперы Б. Напреева «Песнь о пламенном цветке» // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1987. С. 59–63; Бутир Л. Борис Дмитриевич Напреев // Они пишут для детей: Сб. статей. Вып. 4. М., 1988. С. 197–225; Белова О. Русская лирическая поэзия в произведениях композиторов Карелии // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 4–15; Тимонен Т. Н. О природе мелоса в моноопере Б. Напреева «Тростниковая свирель»: аутентичный код и его варианты // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2007. С. 126–130; Гродницкая Н. Ю. Оперы и балеты композиторов Карелии. Петрозаводск, 2003. 125 с.