Эдуард Николаевич Патлаенко (род. 9.03.1936) – композитор, профессор (1993), Заслуженный деятель искусств КАССР (1984), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), Кавалер ордена Дружбы (2002), медали «За доблестный труд» (1970), Лауреат премии Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы (2002), Член Союза композиторов с 1965 г.
Начал заниматься музыкой в школьном кружке, затем в музыкальном училище г. Ставрополя на отделении деревянных духовых инструментов в классе И. П. Антонова (1953–57). В 1963 г. окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс О. С. Чишко) и приехал в Петрозаводск. Работал преподавателем теоретических дисциплин и композиции в музыкальном училище (1963–67). С открытием Петрозаводского филиала ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова в 1967 г. начал преподавать на кафедре теории музыки и композиции. С1971 по 1994 гг. вел класс композиции.
Э. Н. Патлаенко работал ответственным секретарем Союза композиторов КАССР, неоднократно избирался членом его правления и членом ревизионной комиссии СК РСФСР.
Основные произведения
балеты — «Гайавата», балет в 2 актах с прологом, либретто М. Мнацаканяна по поэме Г. Лонгфелло, ор.24/28 (1974);
симфонические — симфонии: № 1, в 2 частях, ор. 10 (1962, 2-я ред. 1997); № 2 «Трактат для оркестра», в 3 частях, ор.18 (1965), № 3 по мотивам драмы К. Чапека «Белая болезнь» для оркестра и джаз-квартета, в 5 частях, ор.22 (1967), № 4, в 3 частях, ор.36 (1983); концерт для оркестра, в 3 частях, ор.26 (1971, изд. Л., 1980); «Песнь о Гайавате», сюита-симфония из балета «Гайавата», в 4 частях, ор.24/28 №2 («Подвиг Гайаваты», «Игрища», «Миннегага», «Письмена») (1976); Симфонические руны по мотивам «Калевалы», ор.17 («Мать Айно плачет», «Невеста Похъёлы», «Пляс воинов Похъёлы», «Сестра Куллерво», «Вяйнемёйнен и Ильмаринен поют») (1965, изд. Л., 1972); «Танцевальный зверинец», детская сюита для оркестра, ор.32 № 2 («Мартышкин Вальс», «Жирафкина румба», «Белкина полька», «Гиппопо-танго», «Косолапый марш», «Колыбельная») (1999); «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра, ор.23 (1968, изд. Л., 1975); «Сфинкс и Лотос», Adagio для английского рожка и струнного оркестра с арфой, ор.48 (1995); Adagio для струнного оркестра, ор.43 (1960/1991);
вокально-симфонические — Фрески по мотивам «Слова о полку Игореве» для баритона и оркестра, сл. В. Сосноры, ор.12 (1962); «Кантелетар», симфония-кантата для сопрано, баритона и оркестра, сл. народные (1963, изд. Л., 1973); «Песни Бояна», триптих для баритона и оркестра, сл. В. Сосноры, ор.19 (1966); «Русия и меч», ораториальная симфония для хора, солистов из хора, чтеца (летописца) и оркестра на тексты исторических документов и русских народных песен, в 5 частях, ор.31 (1978);
для хора –– «Торжественник», хоровая симфония: фрагменты мировой поэзии для хора с 3 гобоями и 3 трубами, в 11 частях, ор.38 (1987); «С Богом в сердце», триптих для хора без сопровождения на священные стихи и стихи Гаврилы Державина, в 3 частях, ор.39 (1991, III ч. изд. Л. 1991); концерт для хора без сопровождения, сл. А. Пушкина и А. Рембо, в 2 частях, ор.41 (1991); «Хоровая тетрадь», ор.42 (1991);
камерно-инструментальные –– квартеты: № 1, для 2 скрипок, альта и виолончели, ор.5 (1960); № 2, ор.7 (1961); № 3, ор.9 (1962, 2-я ред. 1992); № 4, ор.11 (1962); № 5, ор.50 (1998); концерт для десяти инструментов, ор.16 (1965, 2-я ред. 1994); соната № 1 для ф-но, ор.2 (1960/1994); речитатив и ариозо для виолончели соло, ор.4 (1960); «Геометрические вариации» для арфы, ор.20 (1966, изд. Л., 1974); «Вечернее музицирование» для квартета деревянных духовых инструментов, ор.21 (1966, изд. Л., 1976); «Auletica» или искусство игры на гобое: семь прелюдий и фуг для гобоя соло (1971, изд. Л., 1983); «Танцевальный зверинец», детская сюита для ф-но, в 6 частях, ор.32 №1 (1971/1978, изд. СПб.,1991); «Пастушьи песни» для 3 гобоев и 2 английских рожков, в 7 частях, ор.29 (1976, изд. СПб.,1997); «Утерянная песня» для кларнета соло, ор.30 (1977, изд. Петрозаводск, 2004); Полифонический триптих для баяна, ор.33 (1979); сюита для флейты с ф-но, в 6 частях (1981, изд. Л., 1989); сюита для фагота и ф-но, ор.35 (1982); «Книгопев» для валторны, английского рожка и ф-но, ор.37 (1983); «Ликёлда – обитель сердца моего», сюита-фантазия для арфы, в 5 частях, ор.44 (1991, изд. СПб., 2002); «Венок сонетов» для готической арфы (или лютни) и арфы Эрара, ор.47 № 1 (1995); «Венок сонетов» для готической арфы соло ор.47 № 2 (1995); «Венок сонетов» для скрипки и арфы, ор.47 № 3 (1995); «Прерванные вариации» для скрипки и ф-но, ор.51 (1999); «Школьный альбом» для кларнета и ф-но, ор.53 (2000, изд. СПб., 2001); Соната для арфы, ор.54 (2001); «Школьный альбом» для ф-но, ор.55 (2003), «Венок сонетов» для ф-но, ор.56 (2004);
камерно-вокальные –– «Басни без морали» для меццо-сопрано и ф-но, сл. В. Сосноры, ор.13 (1963); «Письма из ларца» для меццо-сопрано и камерного оркестра, сл. королевы Марии Стюарт, в 5 частях, ор.25 (1970); «Три ракурса» для баса и ф-но, сл. В. Ходасевича, ор.40 (1988); «Забытые песни», вокальный цикл для голоса и ф-но, сл. Ф. Сологуба, в 6 частях, ор.45 (1991, изд. СПб., 2002); «Цветок Эллады», вокальный цикл для женского голоса и ф-но, в 10 частях, сл. Сапфо, ор.46 (1992); «Дочь неба», вокальный цикл для меццо-сопрано и ф-но, в 7 частях, сл. А. Ахматовой, ор.49 (1996); «Три песни Леля» к сказке А. Островского «Снегурочка» для меццо-сопрано и ф-но, ор.1 (1959/1990); Три пьесы для голоса и ф-но, сл. Ли Бо, ор.3 (1960/1994); Альбом «старинных» романсов для голоса и ф-но, ор.52 (1976–1999);
для духового оркестра — вальс «Белые ночи» (1976); марш «Праздничное утро» (1977); «Воспоминание о Григе», музыка для духового оркестра, ор.57 (2007) и др.
музыка к драматическим спектаклям Финского и Русского драматического театров Петрозаводска и ленинградского театра им. А. С. Пушкина;
литературные сочинения –– «Русия и меч» (из эпохи Ивана Грозного), ораториальная симфония, либретто (1970–1978); «Ожерелье Кармы», книга стихов (1992–2000); «Стихи не вошедшие…», книга Хроноса (1993–2006); «Слово о России», стихи // Молодежная газета. 04.01.1996; «Круг венчальный», венок сонетов // Лицей. 1996. № 4; «Вам! – с острова нежданных вдохновений», стихи // Лицей. 1999. № 4; «Ночь после Рождества», венок сонетов // Лицей. 2000. № 11; «Автографы на зеркалах», репортаж из комнаты смеха // Лицей. 2001. № 12; «Единосущность», венок сонетов // Лицей. 2002. №4;
статьи — Об одной особенности 1-й части VI симфонии П. И. Чайковского // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С. 34–36; О формировании мировоззрения композитора. Размышления педагога // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б. В. Асафьева (к 100-летию со дня рождения): Тезисы докладов. Петрозаводск, 1984. С. 54; Историзм и мировоззрение художника // Художественная деятельность; эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1984. С. 49–50; «Калевала» в музыкальной классике Финляндии и России // Север. 1985. № 12 (совместно с О. А. Бочкаревой); Роль русской литературы в эстетическом и нравственном воспитании молодого композитора // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 55–57; Библиотека молодого композитора: рекомендательный список произведений русской художественной литературы в помощь к литературному образованию молодого музыканта, в 3 частях. Петрозаводск, 1986 (рукопись); Руководство к сочинению инструментального сонета // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С.45–50.
Литература: Рожков К. И. О новом произведении Э. Патлаенко. Cимфония-кантата «Кантелетар» // Сов. музыка. 1968. № 8. С. 45–48; Черепахина А. П. Становление композитора // Сов. музыка. 1970. № 10. С. 31–34; Карельская АССР // История музыки народов СССР. Т. 5, ч. I. М., 1974 С. 469–477; Рожков К. И. Карельская музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М., 1974. Стб. 720–723; Патлаенко Эдуард Николаевич // Музыкальная энциклопедия. Т.6. М., 1982. Стб. 874; Gerlach H. Karelishe impression // Noue Erziehung im Kindergarten. Berlin 1976. № 5; Зорина А. Полифония как фактор формообразования в «Кантелетар» Патлаенко: дипломная работа. Петрозаводск, 1977. 92 с.; Золотарева О. Фольклорные импульсы «Пастушьих песен» Патлаенко // Традиции и новаторство в музыке: Тезисы докладов. Алма-Ата, 1980; Горная И. Н. О поиске в области симфонического жанра (об ораториальной симфонии Э. Патлаенко «Русия и меч») // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С. 14–15; Мокрякова М. О своеобразии претворения национального через интернациональное в сюите-симфонии «Песнь о Гайавате» Э. Н. Патлаенко // Взаимообогащение национальных музыкальных культур: Тезисы докладов. Казань, 1981; Бутир Л. М. Карельская симфоническая музыка 60–70-х годов // Punalippu. 1981. № 1 (на фин. яз.); Тимонен Т. Н. Преломление национального фольклора композиторами Карелии // Композитор и фольклор. М. 1982. С. 52–65 (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 64); Гродницкая Н. Ю. Из наблюдений над балетом Э. Патлаенко «Гайавата» // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1982. С. 13–14; Салнис Н. Н. Образы эпоса «Песнь о Гайавате» Э. Патлаенко // Музыка России. Вып. 4. М., 1982. С. 181-189; Салнис Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко и др.) // Сов. музыка. 1982. № 6. С. 21–24; Черепахина А. П. Эдуард Патлаенко // Композиторы Российской Федерации. Вып. 2. М., 1982. С. 169–190; Смирнова И. Н. О некоторых эпических чертах в вокально-симфоническом творчестве композиторов Карелии // Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983. С. 70–74; Баранцев А. П. Из истории исполнительства на духовых музыкальных инструментах в Карелии (1928–1980) // Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983. С. 121–129; Загоровская Т. М. Программность в творчестве Э. Патлаенко // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 90–93; Загоровская Т. М. К вопросу о развитии эпических традиций в музыкальном искусстве Карелии (На примере произведения Э. Патлаенко «Лесов и озер Песнь в честь книги “Калевала”») // Актуальные вопросы общественных наук: Тезисы конференции. Петрозаводск, 1985; Бочкарева О., Гродницкая Н. Книга как источник музыки (Э. Патлаенко) // Punalippu. 1986. № 6 (на фин. яз.); Бочкарева О. А. О «Пастушьих песнях» Эдуарда Патлаенко (к проблеме «Композитор и фольклор») // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: Сб. статей. Петрозаводск, 1987. С. 28–40; Хилько Н. Претворение некоторых особенностей графики Т.Юфа в «Симфонических рунах» Э. Патлаенко // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 16–27; Бочкарева О. А. «О Калевальской Песни» Эдуарда Патлаенко // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 8–10; Купец Л. А. «Венок сонетов» Э. Патлаенко: диалог с прошлым или взгляд в будущее? // Там же. С. 33–35.; Смирнова Г. В. Новая вокальная музыка Э. Н. Патлаенко // Там же. С. 51–53; Баранова И. Н. Музыка современной России в вузовском курсе анализа музыкальных форм // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах: (история, теория, педагогическая практика): Материалы научной конф. (4–7 сентября 2000 года). Петрозаводск, 2001. С. 325–330; Баранцев А. Ода кларнету // Лицей. 2002. №3; Гродницкая Н. Ю. Оперы и балеты композиторов Карелии. Петрозаводск, 2003. 125 с.; Гродницкая Н. Ю. «Венок сонетов» Э. Патлаенко // Лицей. 2006. № 4; Гродницкая Н. Ю. Премьера струнного квартета // Карелия. 2007. 13 окт. № 115; Малеева А. Эдуард Патлаенко. «Поклонение волхвов» (Фуга для фортепиано в три руки) // Piano duo V: Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2007. C. 26–31; Ваганова Л. Эдуард Патлаенко «Кантелетар» // Там же. С. 77–79.