Геннадий Алексеевич Вавилов

Геннадий Алексеевич Вавилов – известный, авторитетный композитор, педагог, лауреат Государственной премии Республики Карелия за создание музыки для детей и юношества (2008), лауреат премии «Сампо» (2000), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), почетный гражданин г. Петрозаводска (2007), почетный гражданин Республики Карелия (2011). С 1968 года он является членом Союза композиторов России, членом Правления Союза композиторов Республики Карелия. В 1996 г. на XXIII Всемирном конгрессе деятелей культуры, науки и искусства в Сан-Франциско (США) Г. А. Вавилов был награжден Большой Золотой медалью и Платиновым диском «За суперталант в искусстве» и признан «Человеком года». Г.А.Вавилов является несомненным лидером композиторской школы Карелии. Работая в Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова со дня основания (с 1967 года), он подготовил более 800 учеников высшей квалификации, успешно работающих в концертных организациях и учебных заведениях России, получивших международное признание.

Его творчество стало заметным явлением отечественной музыкальной жизни и международной концертной практики. Будучи композитором большого таланта Г.А.Вавилов существенно обогатил Золотой Фонд российской музыки. Его перу принадлежат более 1000 различных сочинений – симфонии, инструментальные концерты, концерты для оркестра, симфонические поэмы, рапсодии, фортепианные сонаты, циклические программные сочинения. Фортепианные циклы «Пиирилейкки», «Руны», «Родные напевы», «Иойку», «Северный альбом», и другие, написанные на основе глубокого изучения русского, карельского, веппского, финского фольклора, представляют яркую страницу национальной музыки. Песенное творчество Г.А.Вавилова также отмечено многими премиями и дипломами конкурсов. Все сочинения Г.А. Вавилова опубликованы в центральных издательствах, многократно исполнялись известными во всем мире музыкальными коллективами и солистами. Так, только за последние годы в Издательстве «Композитор» (СПб) им опубликовано около 60 крупных сочинений – концертов, симфоний, фортепианных циклов.

Музыка Г.А. Вавилова известна не только в России, но и в странах Баренц-региона, Германии, Франции, США, Великобритании, Болгарии, Латвии и др. странах. В 2010-2011 гг. он провел авторские концерты в Финляндии, Швеции, Карелии, многих городах Сибири (среди которых Оренбург, Бузулук). С 2003 по 2011 гг. издательством “VERSO” и продюсерским центром «Фабрика Грез», а также издательством Санкт-Петербурга выпущено 42 диска с записью музыки и концертов из произведений композитора Г.А. Вавилова. Среди них: «Благодарю тебя» (песни Г.Вавилова в исполнении заслуженной артистки РФ Т. Чарской), два диска фортепианной музыки в исполнении Лауреата Международных конкурсов Л. Халлаевой (СПб). Высочайший профессионализм, незаурядная работоспособность композитора, всероссийское и мировое признание позволяют считать его творчество продолжением великих традиций русской музыки.

На протяжении многих лет Г.А.Вавилов проявляет активную заинтересованность в становлении юных музыкантов, создавая для молодого поколения прекрасную музыку. Начиная с 2002 г. в Карелии проводится Международный открытый юношеский конкурс пианистов Баренц-региона имени Геннадия Вавилова в г. Костомукша (проводится уже шестой раз). Обязательным условием конкурса является исполнение музыки Г.Вавилова. На конкурс съезжаются пианисты из Швеции, Норвегии, Екатеринбурга, Прибалтики и других городов и стран. В 2009 и 2011 годах в Карелии прошел Международный музыкальный фестиваль «Звучащий родник Геннадия Вавилова», в котором приняли участие свыше 400 молодых музыкантов. Г.А. Вавилов выступил инициатором, автором идеи, художественным руководителем и организатором этого конкурса. Имя Геннадия Алексеевича Вавилова присвоено детской музыкальной школе в г. Костомукша (2000).

В 2012 году Г.А.Вавилов являлся доверенным лицом В. В. Путина в предвыборной кампании президента. Его многочисленные встречи с трудовыми коллективами, ветеранами свидетельствуют о максимально высокой оценке творчества Г.А. Вавилова, высочайшем статусе его личности в политической и общественной жизни Карелии и России.    

Многогранная и плодотворная творческая деятельность Г.А. Вавилова отмечена правительственными наградами (в их числе «Почетная медаль фонда Мира», 1989), почетными грамотами ряда республиканских и областных министерств и управлений культуры, благодарственными письмами различных общественных организаций и учебных заведений, публикациями в прессе.

Основные произведения Г. А. Вавилова:

симфонические — симфонии: № 1 (изд. СПб., 2005); № 2; № 3; № 4 (изд. СПб., 2003); № 5 «Мост Ватерлоо» (изд. СПб., 2006); №6; концерты для оркестра: № 1, для симфонического (изд. СПб., 2005); № 2, для струнного (изд. СПб., 2001) № 3, для струнного (изд. СПб., 2004); Эпическая поэма; симфониетта (изд. Л.,1982; зап. Мелодия, С 10–11657); Карельские напевы для струнного оркестра (зап. Мелодия, С 10-11658);

концерты –– для ф-но с оркестром, в 3 частях (изд. СПб., 2006); для скрипки с оркестром № 1 (изд. партитура, СПб., 2005, клавир, СПб., 2008); № 2, в 4 частях (изд. СПб., 2005); дивертисмент для скрипки с оркестром, в 9 частях (изд. СПб., 2002); «Последнее танго» для скрипки и струнного оркестра (изд. СПб., 2004);

вокально-симфонические — «Гимн Ленину», сл. Ю. Леднева, для солистов, смешанного хора и оркестра; «Поэма о мире», сл. Л. Титова, для смешанного хора и оркестра; «Русые зори», сл. Д. Сапронова, для солиста и оркестра; «Дружба, рожденная Октябрем», сл. В. Сергина, для смешанного хора и оркестра; «Город мой», для детского хора и оркестра, сл. А. Валентика;

камерно-инструментальные — струнный квартет № 1 (изд. СПб., 2003); фортепианное трио; поэма для трубы и ф-но; сонаты для скрипки и ф-но: № 1 (изд. СПб., 2003), № 2 (изд., СПб., 2002); романс и скерцо для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2002); дивертисмент для скрипки и ф-но, в 9 частях (изд. СПб., 2002); Вепсская рапсодия для скрипки и ф-но (изд. М., 1985); «Последнее танго» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005); «Полька-карнавал» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005); «Руны» для скрипки и ф-но (изд., СПб., 2004); «Юмореска» для скрипки и ф-но (изд., СПб., 2005); «Забытый вальс» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005); «Лунный свет» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005); «Ностальгический вальс» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005); «Мелодия» для скрипки и ф-но (изд. СПб., 2005);

для фортепиано — 17 сонат, в том числе № 14 «Диана», № 15 «Век ХХ», № 17 «…И дольше века длится день» (соната №2 изд. М.,1978; соната № 3 зап. Мелодия, С10–11658, С 10–11022); альбомы: «Руны» (1977, изд. Л., 1980); Северный альбом, в 11 частях (изд. СПб., 1994); «Зарисовки», «Блики» (изд. СПб., 2002); «Мелодия» (изд. СПб., 2001); «Родник» (изд. СПб., 2005), «Отзвуки театра» (изд., СПб., 2005), «Дюймовочка» (изд. СПб., 2004), «Путь к солнцу» (изд. СПб., 2004); сборники: новеллы, в 7 частях («Коррида», «Цыганка», «Однажды ночью при луне», «Памяти принцессы Дианы», «Балерина», «Покаяние», «Эпитафия») (изд. СПб., 2002); пять баллад (№ 2 «На тройке», № 3 «Размышление», № 4 «Перезвоны») (изд. СПб., 2001); вальсы («Призрак вальса», Вальс, «Ностальгический вальс», «Лунный свет», «Натали», «Вальс при свечах», «Вальс-каприс», «Забытый вальс», «Романтический вальс») (изд. СПб., 2006); девять этюдов-картин (изд. СПб., 2008, в том числе пять этюдов-картин, изд. СПб., 2001); «Карнавал» для ф-но в 4 руки (изд. СПб., 2001); «В вихре вальса», 11 пьес («В вихре вальса», «У лунного моря», «После бала», «Ожидание», «Звездный вальс», «Грезы любви», «Случайный вальс», «Зимняя сказка», «Лирический вальс», «Осенние листья», «Большой вальс») (изд. СПб., 2008); 14 сюит: Иойкку, 7 пьес (1976, изд. СПб., 2000); «Родные напевы», цикл пьес (изд. М., 1986); Пиирилейкки, цикл пьес (изд. М., 1981; зап. Мелодия, С 10–11022); Маленькая сюита (изд. М., 1986); Триптих (изд. 2003, зап. Мелодия, С 10–11657); Диалоги, в 4 частях (изд. СПб., 2003); Регтайм (изд. СПб., 2005); «Экспромт», «Частушка» (изд. СПб., 2002); 33 вариации на тему рус. нар. песни «Во поле березонька стояла» (изд. СПб., 2002), «Неоконченные вариации» (изд. СПб., 2005); новеллы: «Истина», «Осенний листопад» (изд. СПб., 2005); две новеллы («Из детства моего», «Долгая ночь») (изд. СПб., 2006), «Пророк» (изд. СПб., 2006); три эскиза (изд. СПб., 2003); «Печальная», «Плясовая», «Хороводная», «Величальная» (изд. СПб., 2005); Дифирамб; Торжественная песнь и фуга; Фуга (изд. М., 1975); «Наигрыш» (изд. М., 1976); «Песня» (изд. М., 1977); Импровизация (изд. М., 1985); полька «Тип-топ» (изд. СПб., 2008), «Детский уголок» (изд. СПб., 2008) и др.

камерно-вокальные — «Песни войны и мира», вокальный цикл на сл. советских поэтов (изд. М., 1977); «Люблю тебя, слышишь?!», вокальный цикл на сл. О. Фокиной;

песни –– Более 100, в том числе «Фройндшафт – дружба», сл. А. Титова (зап. Мелодия, С 92–22735, Фабр. грез, СD, 2006); «Терве, Варкаус», сл. М. Тарасова; «Привет тебе, Умео», сл. А. Титова; «Ла-Рошель в нашем городе улица есть...», сл. А. Титова; «Перед атакой», сл. С. Гудзенко; «Ей приснилось, что она Россия», сл. Л. Татьяничевой; «В атаку», сл. А. Титова; «Когда ветераны поют», сл. Р. Такала; «Герои давно отгремевшей войны», сл. М. Геттуева; «На плечах шинели...», сл. И. Карпова; «Как ненавижу я войну», сл. Е. Немцова; «Край родной, голубая Карелия», сл. С. Маркова (зап. Фабр. грез, СD, 2000); «Олоночка – краса моя», сл. В. Бокова; «Мой город» (песня о Кондопоге), сл. М. Тарасова; «Песня о Лоухском крае», сл. М. Тарасова; «Мы – прионежцы», сл. А. Титова; «Все от матери-земли», сл. М. Тарасова; «Сегежаночка», сл. А. Титова; «Наш Пудож», сл. А. Титова; «Запевалы больших героических дел», сл. М. Тарасова; «Край мой, утренний и росный», сл. А. Сапронова; «У Ладоги», сл. М. Тарасова; «Горсть земли», сл. С. Серикова; «Счастье в каждый дом», сл. А. Жарова; «Черемуха», сл. Л. Верниковского (зап. Мелодия, С 92–22736; Фабр. грез, СD, 2000, 2006); «Цвела рябина в мае», сл. Е. Антошкина и др.

музыка к спектаклям Финского театра – «Хранить вечно», по пьесе О. Тихонова (1974); «После бури», по пьесе А. Тимонена (1977);

альбомы на CD –– «Зеркало души»: произведения для ф-но. Петрозаводск, 2001; «Зарисовки»: 25 пьес для ф-но. Петрозаводск, 2002; «Музыкальная вселенная Г. Вавилова»: музыка для ф-но. Петрозаводск, 2003; «…И дольше века длится день»: музыка для ф-но. Петрозаводск, 2004; «Путь к мастерству»: музыка для ф-но. Петрозаводск, 2004; «Карнавал»: музыка для ф-но. М., 2004; «Путь к солнцу»: альбом для ф-но. б/м., 2004; «Благодарю тебя»: [12 песен в исп. Татьяны Чарской]. СПб., 2006; Соната № 11 (Элегия) для ф-но, Соната №2 для скрипки и ф-но. Б/м., 2006; «Истина»: [музыка для ф-но в исп. Л. Халаевой]. СПб., 2007; «На семи ветрах»: песенный калейдоскоп. Б/м., 2007; «Дюймовочка»: альбом для ф-но. Б/м., 2007; 33 вариации на тему рус. нар. песни «Во поле березонька стояла». Б/м., 2007; Соната № 5 для ф-но, Концерт для скрипки с оркестром №1. Б/м., 2007;

 

статьи — Характерные черты оперного оркестра Мусоргского (Опыт преподавания курса инструментовки) // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б. В. Асафьева (к 100-летию со дня рождения): Тезисы докладов. Петрозаводск, 1984. C.8; Творческий процесс и некоторые проблемы использования фольклорного материала // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С.51–53; С песней – на всю жизнь! (о творчестве А. И. Голланда) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. C. 32–37.

Литература: Карельская АССР // История музыки народов СССР. Т. 5, ч. I. М., 1974. С. 469–477; Портной В. С. Претворение принципа сюитности в фортепианной музыке Г. Вавилова // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии (15–16 сентября 1980 г.): Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С. 36; Гладышева А. И. О претворении вепсского фольклора в творчестве композиторов Карелии (Г. Вавилова, В. Кончакова, А. Белобородова) // Взаимообогащение национальных музыкальных культур: Тезисы докладов конференции. Казань, 1981; Нилова В. И. О претворении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Г. Вавилова // Композитор и фольклор. М., 1982. С. 41–51 (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 64); Тимонен Т. Н. Преломление национального фольклора композиторами Карелии // Там же. С. 52–65; Салнис Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова и др.) // Сов. музыка. 1982. № 6. С. 21–24; Портной В. С., Бутир Л. М. Фортепианная музыка Карелии // Музыкальное искусство Карелии: Сб. статей. Л., 1983. С. 87–100; Абрамов В. Э. Об одном принципе интерпретации фольклора в современном композиторском творчестве (на примере циклов для фортепиано Г. А. Вавилова) // Актуальные вопросы искусствознания. Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 26–28; Толстых Н. П. Развивая фольклорные традиции // Сов. музыка. 1985. № 9. С. 29; Бочкарева О. А., Горная И. Н. Инструментальная соната в творчестве Г. А. Вавилова, В. Н. Угрюмова, В. К. Кошелева (70–80-е годы) // Музыковедческие чтения к 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С. 27–32; Нилова В. И. О Десятой фортепианной сонате Г. Вавилова // Музыкальная культура Северо-Запада: Сб. статей. Петрозаводск, 1987. С. 4–7; Абрамов В. Э. Драматургия и архитектоника сонат Геннадия Вавилова (некоторые аспекты) // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 181–193.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.