Любовь Абрамовна Купец

Любовь Абрамовна Купец – известный и авторитетный в России педагог-музыкант, член Союза композиторов России, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2012). Работает в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова с 1988 г.

Обладая ярким педагогическим дарованием, Л.А.Купец воспитала более 200 специалистов – музыковедов, этномузыковедов и исполнителей-пианистов высшей квалификации, работающих в разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них успешно трудятся в ведущих творческих коллективах, музеях, СМИ, преподают в музыкальных вузах и других учебных заведениях страны. В их числе – доцент СПбГПУ им. Герцена, канд. иск. Т.Букина, ст. преподаватель МГГУ им. Шолохова, канд. иск. И.Проскурина, директор Петрозаводского музыкального колледжа им. Раутио Ю. Крылова, гл. редактор «Аргументы и факты – Брянск» О.Корнеева, ст. научный сотрудник историко-этнографического музея «Кижи» Н.Михайлова. Более 40 студентов под руководством Л.А.Купец стали лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских и Межвузовских конкурсов, конференций и фестивалей в Москве, СПБ, Красноярске, Новосибирске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Астрахани. 15 студентов из ее спецкласса – обладатели именных стипендий: Президента РФ, МК РФ «Юные дарования», Фонда А.К.Глазунова (Мюнхен), правительства РК и администрации г.Петрозаводска. 5 студентов стали обладателями 3-х научных и 3-х образовательных грантов, в том числе МК РФ, фондов Форда и Макартуров. Общий объем научных публикаций ее студентов и соискателей составляет более 40 п.л., в том числе 3 монографии и 9 статей в журналах списка ВАК.

Вклад Л.А.Купец в развитие музыкальной науки весьма значителен. В 1995 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную камерному вокальному творчеству К. Дебюсси. В 2006 окончила докторантуру Российского института культурологии (Москва) с темой «Музыкальная картина мира в ХХ веке: теория и практика». Ею опубликовано свыше ста научных работ по истории зарубежной музыкальной культуры XIX-ХХ вв., проблемам межкультурных коммуникаций в музыкальном искусстве, социологии музыки, современных технологиях в музыкальном образовании, музыкальной журналистики. Она является редактором-составителем более 20 сборников, изданных в Петрозаводске, оппонентом диссертационных работ и рецензентом целого ряда научных и методических трудов, в том числе журналах списка ВАК. За последние 5 лет ею опубликовано более 20 п.л. (в том числе 8 статей в журналах списка ВАК, 3 – в московских издательствах «Музыка» и «Классика-XXI», 5 – в энциклопедии «Карелия»). Является автором методик преподавания истории музыки и музыкальной литературы, которые успешно внедряются и функционируют в образовательном поле – от вузов до детских музыкальных школ. 

Л.А. Купец – член двух экспертных советов в сфере профессионального искусства и развития музыкального образования при Министерстве культуры Республики Карелия. Неоднократно была председателем жюри и членом оргкомитета регионального конкурса творческих работ школьников о музыке Д.Д.Шостаковича, конкурса молодых журналистов «Кантеле-70.txt», областного конкура эссе учащихся по музыкальной литературе и приглашенным лектором на научно-практическом семинаре для учителей ДМШ Калининграда и Калининградской области. Для студентов и аспирантов музыкального факультета РГПУ им. Герцена она читала курс лекций «Введение в музыкальную журналистику», для педагогов ДМШ Мурманска и Мурманской обл. – курс «Проблемы истории музыки в начале XXI века». С 1994 г Л.А. Купец читает лекции в Институте повышения квалификации работников образования Республики Карелия.

Л.А.Купец в течение многих лет сотрудничает с общероссийскими и региональными печатными и электронными СМИ: газетами – «Музыкальное обозрение», «Играем с начала», «Молодежная газета», «Петрозаводский университет», «ПРОсцениум», «Оmа mua», «Karjalan Sanomat», «Лицей», «Курьер Карелии», Интернет-порталами – «КомАрт», «Агентство культурной информации», электронными изданиями г. Череповца. За период с 2005-2011 гг. вышло более 120 материалов, подготовленных при ее непосредственном участии. В 2010-2011 гг. она в качестве регионального руководителя участвовала в совместном проекте «Opus 21» и «Opus 22» c радио «Орфей» и газетой «Музыкальное обозрение», подготовив со студентами более 30 радиопередач. Была одним из организаторов и творческих руководителей межрегионального конкурса молодежных творческих работ «Я певец славянский Клюев» в рамках Всероссийского культурного марафона.

Л.А.Купец является автором и руководителем ряда проектов, связанных с развитием Петрозаводской консерватории как центра музыкального образования и культуры Европейского Севера. Она была организатором многочисленных Всероссийских конференций и фестивалей, проводимых в консерватории. Среди них: Всероссийские междисциплинарные семинары по проблемам художественного текста (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007), международные фестивали «Онежская музыкальная зима» (2000, 2002, 2004), «Всероссийские хоровые ассамблеи (к 90-летию Г.В. Свиридова)». В 2011 г. она вошла в Оргкомитет Международного научного музыковедческого симпозиума «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских практиках», который состоялся в Петрозаводске под патронажем Международного музыковедческого общества. Л.А.Купец является обладателем научных, образовательных и издательских грантов МК РФ, РИК. В 2003 г. она стажировалась в США по программе «Культура», которая проходила под патронажем Библиотеки Конгресса США и фонда Сороса. Инициатор и руководитель инновационного образовательного проекта для студентов «Встречи у ОЛИМПа» (с 2000 г.).

Награждена дипломами Всероссийского фестиваля музыкально-просветительских программ РАМ им. Гнесиных (2005) и «Кантеле-70.TXT» (2007), Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение» (Москва, 2004 и 2006), I конкурса научных статей за 2009 год среди кандидатов наук – соискателей докторских степеней (Уфа, 2009). В 1992 г. Л.А.Купец стала Человеком года г. Петрозаводска.

Основные работы

  • К вопросу современного состояния народного инструментального профессионализма у олонецких карел, шелтозерских и оятских вепсов // Узеир Гаджибеков – основоположник современной профессиональной музыки (к 100-летию со дня рождения). Тезисы докладов. Баку. 1985. С.75-77.
  • Опера «Шах Сенем» Р.М.Глиэра во взаимодействии с азербайджанской музыкальной культурой // Узеир Гаджибеков – основоположник современной профессиональной музыки (к 100-летию со дня рождения). Тезисы докладов. Баку. 1985. С.78-79.
  • Античная мифология в творчестве К.Дебюсси // Современное мифотворчество и искусство. Тезисы докладов научной конференции. Петрозаводск. 1991. С.110-111.
  • Античный миф в Северной Европе (о симфонической музыке Д.Монрада-Юхансена) // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. 16-10 ноября 1993 г. Москва. 1993. С.300-301.
  • Музыка и техносфера: поиски альтернативного пути в творчестве Дебюсси // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии. Материалы симпозиума, октябрь 1993. Петрозаводск, 1993. С.172-178.
  • Камерное вокальное творчество Клода Дебюсси в контексте французской художественной культуры конца ХIХ – начала ХХ века (опыт историко-культурной интерпретации). Автореферат дисс… канд.иск. СПб., 1995. 1 п.л.
  • Русская музыка: между Востоком и Западом («взгляд из Парижа») // 100 лет русской музыки (1890-1990): вопросы теории, истории, традиций и новаторства. Тезисы докладов научной конференции, 30 ноября-3 декабря 1994. Петрозаводск. 1995. С.45-47.
  • Норвежский образ античности в вокальной музыке Эдварда Грига // Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Проблемы комплексного изучения. Тезисы док. межд. симпоз. Петрозаводск. 1997. С.120-123.
  • Образы античности в романсах Э.Грига и Я.Сибелиуса // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Москва-Петрозаводск. 1997. С.340-342.
  • Клод Дебюсси и Нильс Бор: неожиданные параллели // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Тезисы докл. межвуз. науч. конф., Петрозаводск. 1997. С.78-80.
  • Образ Востока в художественном мире К.Дебюсси (к проблеме культурных контактов Запада и Востока) // Фольклорная культура и её межэтнические связи в комплексном освещении. Сб. науч. ст., Петрозаводск. 1997. С.184-195.
  • Визуальная парадигма в художественном мире К.Дебюсси // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Мат. науч.-практ. конф., Астрахань. 1997. С.92-98.
  •  Вокальные произведения Дебюсси, Равеля и Мессиана в контексте французской художественной традиции // Европейская художественная культура XX века: панорама уходящего столетия. Сб. мат. межд. науч. конф., СПб., РГПУ им. Герцена. 1997. С.81-83.
  • Новое мышление и музыкальное образование на рубеже ХХ-ХХI веков (о проекте образовательной программы «Музыкальное эсперанто») // Музыкальное образование в новой России на пороге ХХ века. Тезисы межд. науч.-практ. конф., Тольятти. 1998. С.22-23.
  • Дебюсси и Италия: впечатления, воспоминания, высказывания // Образ «Италии златой» в художественных картинах мира (к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина). Тезисы докл. межвуз. науч. конф., Петрозаводск. 1999. С.22-23.
  • Д.Шостакович и проблема национального (в авторской программе «Всеобщая история музыки») // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры. Тезисы Всерос. науч. конф., Астрахань. 1999.  С.72-73.
  •  «Своя-чужая» античность в норвежской музыке (от Э.Грига до Д.Монрада-Юхансена) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Тезисы докл. 2-ой межд. науч. конф., Петрозаводск. 1999. С.70-72.
  • Клод Дебюсси и полифония («шкала, ушедшая в подсознание») // Музыкальный Миллениум: искусство истории - история искусства. Сб. науч. ст. Петрозаводск. 2000. С.142-157.
  • Дебюсси-композитор и поэт (о вокальном цикле «Лирические прозы») // Взаимодействие музыки с другими искусствами. Межвуз. сб. науч. тр., Челябинск. 2000. С.87-102.
  • «Своя-чужая» античность в норвежской музыкальной культуре (от Э.Грига до Д.Монрада-Юхансена) // «Своё» и «чужое» в культуре. Сб. науч. ст., Вып.2. Петрозаводск. 2001. С.60-67.
  • «Модель немца»: Кальбековский образ Брамса // IN MEMORIAM (И.Брамс. К.Дебюсси). Сб. тр. каф. ист. музыки, Петрозаводск. 1998.   С.3-7.
  • Единая теория мира в музыке К.Дебюсси // Культура: соблазны понимания. Мат. науч.-теор. семинара, Петрозаводск. 1999. ч.I. С.101-103.
  • Эпистолярное наследие Дебюсси как культурологический источник // Культурные коды двух тысячелетий. Мат. межд. науч. конф., Петрозаводск. 2000. Вып.2. С.41-45.
  •  Клод Дебюсси в маргиналиях Б.Асафьева (историографическая реплика) // Междисциплинарный семинар-3. Петрозаводск. 2000. С.63-65.
  • Визуальная парадигма в художественном мире К.Дебюсси //  Культурология: Дайджест. РАМ ИНИОН. М., 2000. С.193-196.
  • Музыкальная культурология в примерах // Наука, искусство, образование на пороге II тысячелетия. Мат. II Межд. науч. конгресса. Волгоград. 2000. Т.I. С.370-372.
  • Диалог с Клио (от редактора) // Культурные коды двух тысячелетий. Мат. межд. науч. конф., Петрозаводск. 2000. Вып.2. С.3-4
  •  Музыкальная критика или журналистика? // Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы докл. ежегодн. межвуз. научно-методич. конф., СПб, РПГУ им. Герцена. 2000. С.185-186.
  • «Венок сонетов» Э.Патлаенко: диалог с прошлым или взгляд в будущее? // Музыка в Карелии: научный и практический опыт ХХ века. Петрозаводск. 2000. С.33-35.
  • Исторические типы слушательского восприятия (психолого-педагогический аспект) // Актуальные проблемы музыкальной науки, искусства и образования. Мат. Всеросс. науч. конф., Челябинск. 2001. Ч.II. С.10-12.
  •  Облик античности в «эротических» романсах Э.Грига и Я.Сибелиуса // «Своё» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Мат. 3-ей Межд. науч. конф. Петрозаводск. 2001. С.83-85.
  • Три образа русской музыки a la Дебюсси // Междисциплинарный семинар-4. Интерпретация художественного текста. Петрозаводск. 2001. С.28-30.
  •  Два эскиза на тему «Дебюсси и Россия» // Северное сияние / Aurora Borealis. Альманах молодых музыковедов. Вып 3. Петрозаводск. 2001. С.82-86.
  • Жанр рекламы в музыкально-педагогическом процессе // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Тезисы межд. науч.-практ. конф., Астрахань. 2001. С. 57-60.
  • Метаморфозы античности в норвежской музыкальной культуре 1880-1830х годов // ХIV конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докл. Москва-Архангельск. 2001. С.269-271.
  • Музыкальная журналистика: мода или необходимость? // Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы докл. ежегодн. межвуз. научно-методич. конф., СПб, РПГУ им. Герцена. 2001. C.196-197.
  • «В науке нельзя говорить нельзя» (редакторские маргиналии) // Северное сияние / Aurora Borealis. Альманах молодых музыковедов. Вып 2. Петрозаводск. 2001. С.5-8.
  • Еще раз о Homo Musicus, или В защиту музыкального персонализма // Северное сияние / Aurora Borealis. Альманах молодых музыковедов. Вып 3. Петрозаводск. 2001. С.3-6.
  • Музыка и техносфера в творчестве Клода Дебюсси // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф.Лосева. М. 2002. С.222-225.
  • «Дегуманизация» мелодики или Новая реальность в музыке К.Дебюсси // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 2002. С.224-231.
  • История музыки и новые информационные технологии (психолого-педагогический дискурс) // Внедрение новых информационных технологий в систему музыкального образования. Материалы научно-методического семинара. Петрозаводск, 2002. С.3-9.
  • История музыки для этномузыковедов (педагогическая стратегия и тактика) // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера. Материалы юбилейной научной конференции. Петрозаводск, 2002. С.123-126.
  • «Шопеновская» дилемма в педагогическом дискурсе // Петербургская музыкальная полонистика. Вып. 2. СПб., 2002. С.51-56.
  • Дебюссизмы в «Поэмах для Ми» О.Мессиана // Музыкальная культурология: на пересечении парадигм. Серия «Musicologica incognita» Вып 3. Петрозаводск. 2002.С.51-56.
  • М.И.Глинка «свой» и «чужой», или Пролегомены к глинкиане ХХ1 века // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Международная научная конференция. 24-26 октября 2002 г. М., 2002. С.296-302.
  • В помощь абитуриенту. Специальность «музыковедение». Приемные требования, практическое пособие и методические рекомендации по музыкальной литературе. Петрозаводск. 2002. 2 п.л.
  • История музыки в пространстве вузовской науки // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе (1862-2002): Материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории. СПб., 2003. С.129-131.
  • История музыки в современном информационном пространстве (стратегия педагогического успеха) // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение России. Третьи Арсеньевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Петрозаводск. 2003. С.359-363
  • Античные мотивы в жизни и творчестве Ф.Шуберта // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф.Лосева. М., 2003. С.80-83
  • Поиски альтернативного пути в творчестве Клода Дебюсси // Дифференциация и интеграция мировоззрений: художественный и эстетический опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. № 19. СПБ., 2004. С.268-281
  • Официальные образы русского Шопена (историографический экскурс) // Петербургская музыкальная полонистика. Вып.4. Санкт-Петербург. 2004. С.28-38
  • Основы музыкальной журналистики для студентов-этномузыковедов // Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карелов. Сб. материалов научно-практической конференции. 21-22 апреля 2006 г. Петрозаводск. 2006. С.28-31
  •  Мультимедиа технологии в отечественном музыкальном образовании (проблемы и перспективы) // Электронная культура и экранное творчество. М. РИК., 2006. С.297-303.
  • Творчество Георгия Свиридова как национальная идея // Георгий Свиридов и русская художественная культура ХХ века. Свиридовские научные чтения в рамках Всероссийского фестиваля, посвященного 90-летию Г.В.Свиридова. Сб. научных материалов. Петрозаводск. 2006. С.18-31
  •  Феномен Глинки как педагогическая проблема (библиографические маргиналии) // М.И.Глинка. К 200-летию со дня рождения. Материалы научных конференций. Т.I. Москва. 2006. С.393-398 (0,4 п.л.)
  • Музыкальное образование в современной России: между глобализацией и National Identity // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 г. Часть 2. Астрахань. 2006. C.238-245 (0,5 п.л.)
  •  Запад и Восток: история культуры в эпистолярном наследии Клода Дебюсси // Общество. Среда. Развитие. №4 (5). Санкт-Петербург. 2007. С.89-96
  •  Музыкальная картина мира как образовательный феномен (на материале современных российских учебных изданий) // Проблемы  музыкальной науки. №. 1. Уфа. 2007. С.241-248
  • «Алгоритм для креативности»: новые педагогические технологии в курсе истории музыки // Музыкальная летопись российских регионов. Майкоп. 2007. С.177-183
  • Норвежский образ античности в первой трети ХХ века // Материалы Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития», 13-14 ноября 2008. Астрахань. 0,6
  • Жорж Бизе в отечественной музыкальной историографии 1930-1980х гг. // Проблемы  музыкальной науки. № 1 (4). Уфа. 2009. С.156-160.
  •  Полифония  в камерно-вокальной музыке К.Дебюсси как фактор стилевого единства // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве.  Ростов-на-Дону. 2009. С.174-186
  • Музыка и число: феномен «МО» // Музыкальное обозрение. 2009. № 9 (309). С.17-18. (а также см. электронный ресурс: http://www.muzobozrenie.ru/exclusive/lubov-kupec)
  • Современная музыкальная журналистика: модели и мнения // PAX SONORIS: история и современность. Научный журнал. Выпуск III. Астрахань, 2009. С.180-185.
  • Абрамов В.Э. // Энциклопедия «Карелия». В 3-х т. Т.1. Петрозаводск. 2007. С. 26.
  •  Брасс-квинтет // Энциклопедия «Карелия». Т.1. Петрозаводск. 2008. С. 106.
  • Калаберда В.Л. // Энциклопедия «Карелия». Т.2. Петрозаводск. 2009. С. 6.
  • Музыкальные школы // Энциклопедия «Карелия». Т.2. Петрозаводск. 2009. С. 246-247.
  •  Пошехов С.В. // Энциклопедия «Карелия». Т.2. Петрозаводск. 2009. С.417.
  • История культуры в эпистолярном наследии Клода Дебюсси // Проблемы  музыкальной науки. Уфа. 2010. № 1 (6). С.132-136
  • Слушая «Кармен» Бизе (опыт рецептивной интерпретации) // Музыковедение. М., 2010. № 5. С.24-29
  • Русский Шопен в ХХ веке (энциклопедический экскурс) // Музыка и время. М., 2010. № 9. С.13-16
  • Композитор Дебюсси как поэт. О вокальном цикле «Лирические прозы» // Вопросы литературы. М., 2010. № 2 (март-апрель). С.140-149
  • Новые педагогические технологии в курсе истории музыки // Как обучать музыке одаренных детей. М.: Классика-XXI, 2010. С. 150-157
  • Композиторы второго ряда« как образовательный парадокс: проблемы атрибутации, критериев оценки и слушательского восприятия // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Сб. ст., М.: Издательство «Композитор», 2010. С.19-34.
  • Клод Дебюсси глазами Бориса Асафьева (историографическая
  • реплика) // Музыкальная жизнь. М., 2010. №11. С.18-19.
  • Музыка Дебюсси и новая научная картина мира //   Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Международная Интернет-конференция.  М., декабрь 2009-апрель 2010. Режим доступа: http://musxxi.gnesin-academy.ru/?p=310.
  • «Музыка для глаз» Клода Дебюсси // «Галеевские чтения», памяти Булата Махмудовича Галеева (1940–2009). Международная конференция. Уфа. 2010.
  • Советский миф о Бизе: контексты и подтексты // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарной науке. Сб. статей. М.: Издательство «Композитор», 2011. С.181-190.
  • «Музыкальный неонационализм» в Норвегии: версия Д.М. Юхансен //Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах. Петрозаводск. 2012. С.170-181
  • Casus Верстовского: энциклопедическое расследование за 100 лет // Человек в истории: героическое и повседневное. Мат. межд. науч.-практ. конференции. Петрозаводск, 2012. С.191-195
  • Фирменный научный стиль // Музыкальная жизнь. № 12. 2012. С. 64-65 (журнал списка ВАК)
  • Дебюсси и Италия: история нелюбви…// Музыковедческий форум-2012. М., 2012. Эл. Ресурс: http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/Kupetsmf12.pdf (обращение 23.01.2013) (0,4 п.л.)

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.