Вера Ивановна Нилова – музыковед, заведующий кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова, доцент (1983), доктор искусствоведения (2006), Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1997), Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2008), Член Союза композиторов с 1992 г.
В 1974 г. окончила теоретико-композиторский факультет ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова по классу В. Н. Александровой, в 1977 г.– аспирантуру при ней (рук. М. С. Друскин). В 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития», в 2006 г. – докторскую «Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX – начала XX века». С 1977 г. работает в Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова на кафедре истории музыки. Научные интересы В. И. Ниловой связаны с изучением музыкальной культуры скандинавских стран, Финляндии и Карелии. За многолетний труд и большой вклад в развитие культуры Республики Карелия награждена именными часами (2008).
Основные работы
Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX – начала XX века [монография]. Петрозаводск, 2005. 320 с.; О претворении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Г. Вавилова // Композитор и фольклор. М., 1982. С.41–51 (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 64); Жанровые и стилистические воплощения «Калевалы» в творчестве финских композиторов // «Калевала» в музыке: Сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 63–73; «Калевала» в творчестве финских композиторов // «Калевала» – памятник мировой культуры: Материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Петрозаводск, 1986. С. 176–179; Современники Сибелиуса. Перспективы изучения творчества // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 74–75. Русская мысль о музыкальной культуре Финляндии начала ХХ века // Русская и финская музыкальная культуры: проблемы национальных традиций и межкультурных взаимодействий. Петрозаводск, 1989. С. 5–14; Карелианизм и «калевальский» стиль в музыке Финляндии конца ХIX – начала ХХ века // Традиционные культуры: Общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: Материалы симпозиума. Петрозаводск, 1993. С. 166–172; Апология народной музыки в теории и практике Сибелиуса // Музыка Севера. Петрозаводск, 1994. С. 17–31; Интегральные символы этнокультурного взаимодействия и композиторское творчество // Народное зодчество: Межвузовский сб. Петрозаводск, 1998. С. 312–314; Поэтика «калевальских» рун и поэма Я. Сибелиуса “Luonnotar” // Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. трудов. М., 1998. С. 44–54 (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 150); О двух гимнах Финляндии // Междисциплинарный семинар–2: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1999. С. 59–60; О музыкальном билингвизме Яна Сибелиуса // Междисциплинарный семинар–3. Петрозаводск, 2000. С. 84–85; Параллельные структуры в музыке Я. Сибелиуса // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. трудов по материалам конференции 24-26 сентября 2002. М., 2002. С. 284–295; Четыре легенды Сибелиуса в зеркале кризиса европейской культуры // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинарный семинар–5: Сб. научных материалов. Вып. 1. Петрозаводск, 2002. С. 68–79; Писал ли Ф. Ницше «калевальским» стихом? // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинарный семинар–5: Сб. научных материалов. Вып. 2. Петрозаводск, 2002. С. 27–30; Иммигрантская культура в странах Северной Европы // Синтез в русской и мировой музыкальной культуре: материалы Второй научно-практической конференции, посвящ. памяти А. Ф. Лосева. Ярославль. 2002. С. 161–163; Конфликт поколений в музыкальном искусстве Финляндии конца ХIX – начала ХХ века // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение России: третьи Арсеньевские чтения. Петрозаводск, 2003. С. 380–385; Жан Сибелиус: новатор или реформатор? // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар–7: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2004. С. 120–124; Идея «священного театр» Эйно Лейно // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей 2012»), 6-8 апреля 2012 года. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. Ун-та им. А.Н.Туполева, 2012. С. 158-163. Объем 0.5 п. л.; Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы) Шостаковича и карельские песенные источники //Дмитрий Шостакович: исследования и материалы. Вып. 4. - М: DSCH, 2012. С. 195-207. Объем 0.45 п.л.; Барочные истоки симфонической поэмы Сибелиуса "Тапиола" // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. С. 83-93. Объем 0.45 п.л.; Модернизм в финской музыке (конец 1910-х – 1920- годы) //Грани сотрудничества: Россия и Северная Европа: сб. науч. ст. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. – С. 195-205. Объем 0.4 п.л.; Французские отражения в финском зеркале (Сибелиус и Дебюсси) // Музыковедческий форум-2012. М., 2012. Эл. Ресурс: http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/Nilovamf12.pdf (обращение 24 января 2013). Объем 0.4 п.л.