Нилова
Вера Ивановна

Заведующий кафедрой истории музыки, профессор

Музыковед, педагог
Член Союза композиторов
Заслуженный работник культуры РФ (2008)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1997) 
Стипендиат Союза композиторов России (2010) 
Стипендиат Правительства Республики Карелия членам творческих союзов (2009, 2014)
Государственный советник Республики Карелия 1 класса (2007)

 

 

Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: профессор 
Общий стаж работы: 44 года 5 месяцев (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 32 года (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: vera.nilova@glazunovcons.ru

Образование

Новгородское музыкальное училище (1965‒1969)

Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (1969‒1974). Квалификация: музыковед, преподаватель, лектор

Аспирантура Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова на кафедре истории зарубежной музыки (1974‒1977)

Докторантура при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (2003‒2005)

Защита кандидатской диссертации на тему «Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1979).

Защита докторской диссертации на тему «Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX – начала XX века» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2005).

Повышение квалификации

  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка студента». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент в образовании». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2016)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «История и теория музыкальных форм и жанров». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2017).
  • Вебинар «Как подготовить и издать современный учебник?» (2017).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Интерпретация смысла музыкального произведения в культурно-историческом контексте его времени». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2018).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности управления высшими учебными заведениями в современных условиях». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2020).

Педагогическая деятельность

С 1977 года преподает на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, с 1983 года ‒ доцент, с 1992 года – профессор кафедры. 

Ведет дисциплины «История зарубежной музыки» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05), «Основы научных исследований» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05), «Основы лекторского мастерства» у музыковедов, этномузыкологов и музыкальных педагогов (53.03.06, 53.05.05), «Специальный класс» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05, 53.04.06) и аспирантов (50.06.01), «Основы редактирования» у музыковедов» (53.05.05), «Теория музыкально-исторического процесса» у музыковедов-аспирантов (50.06.01), архивно-библиографическая практика у этномузыкологов (53.03.06), педагогическая практика у музыковедов-магистрантов и аспирантов (53.04.06, 50.06.01), редакторская практика у музыковедов (53.03.06), научно-исследовательская работа у музыковедов (53.03.06), лекторская практика у музыковедов и музыкальных педагогов (53.03.06), лекторско-филармоническая практика у музыковедов (53.05.05), методика преподавания музыкально-исторических дисциплин у музыковедов-магистрантов (53.04.06). 

Ученики

Выпускные квалификационные работы (дипломные работы)

Специалитет, бакалавриат

  • Солянкина Г. П. Черты стиля хореографической поэмы Дебюсси «Игры» (1981)
  • Товстановская Е. М. «Четыре легенды» Я. Сибелиуса и их роль в становлении национальной музыкальной традиции (1981)
  • Преловская Е. И. Партесный концерт XVII ‒ начала XVIII вв.: некоторые жанровые и стилистические особенности (1982)
  • Куценогая А. Г. Парашкев Хаджиев и его опера «Миллионер» (1984)
  • Мокрякова М. И. Опера Гуго Вольфа «Коррехидор» (1984)
  • Покровская Е. В. Вопросы тематизма и драматургии в музыке композиторов новой венской школы (Шёнберг, Берг, Веберн) (1984)
  • Болдырева О. З. «Григорианский концерт» О. Респиги и «Римский концерт» А. Казеллы (к вопросу о неоклассицизме в Италии) (1985)
  • Парфенова Л. В. Тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» (1987) 
  • Фокина-Зуева С. Н. Камерно-инструментальные ансамбли для деревянных духовых инструментов Эйтора Вилла-Лобоса (1987)
  • Юркова О. А. К вопросу об эволюции жанра симфонии в инструментальных циклах Г. Малера (Пятая, Шестая, Седьмая симфонии) (1987)
  • Купец Л. А. О музыкальном языке «Трех стихотворений С. Малларме» К. Дебюсси (1988)
  • Дырив Л. А. Вокальный цикл Р. Штрауса на стихи Фр. Рюккерта (ор. 46) (1989)
  • Эфрос М. И. О вокальных циклах Луиджи Даллапикколы 1940-х ‒ начала 1950-х годов (1989)
  • Вяхирева О. В. О позднем периоде творчества Г. Малера (на примере девятой симфонии (1990)
  • Горбунова Л. П. О европейских традициях в «Реке Кэрлью» Б. Бриттена (1990)
  • Губкина Н. В. К проблеме «Европа и Америка» в опере Э. Кшенека «Джонни наигрывает» (1991)
  • Соколова О. В. Инструментальная музыка А. Веберна (к вопросу об австрийской традиции) (1991)
  • Никитина Ю. В. О радикальном периоде Аарре Мериканто (1993)
  • Онищук О. Ю. «National identity» и фортепианная музыка Сибелиуса (1994)
  • Калаберда А. В. Кантеле – вопросы истории и исполнительской практики (1997)
  • Соколова Э. Г. Клавирные сонаты Б. Галуппи (1997)
  • Шпиницкая Ю. И. Феномен арктической культуры и его отражение в «Lapponia» Эрика Бергмана (1997)
  • Зарубина Н. И. Музыкальная жизнь Архангельска второй половины XIX ‒ начала ХХ века (1998)
  • Струментова О. А. Фортепианные миниатюры Яна Сибелиуса (очерки) (1999)
  • Федотова Д. Г. О музыкальной терапии. История и современная практика (1999)
  • Порохова Н. Г. Первая симфония Г. Малера: Пролог или Начало? (1999)
  • Исаевская Э. В. О трех кантатах Карла Нильсена (2003
  • Мамин Л. Ю. Опыт приложения эстетической теории Михаила Михайловича Бахтина к постижению музыкального искусства (2003)
  • Варламова М. И. Эпические напевы рунической традиции в музыке А. К. Глазунова («Финская фантазия», «Финские эскизы», «Карельская легенда») (2009)
  • Максимова А. С. О жизни, взглядах и музыке Владимира Дукельского (2010)
  • Караева Ю. И. Рефлексия античности в фортепианных сочинениях Христоса Самараса (2011)
  • Денисова О. С. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» как феномен переходной эпохи (2013)
  • Дуркина Е. Д. Германский вектор в творчестве нидерландского композитора Альфонса Дипенброка (2014)
  • Каранкевич Е. А. Военно-патриотическая тема в песенном и кантатно-ораториальном творчестве композиторов советской Карелии (1940-е годы) (2017)
  • Попцов И. Н. История первого Выборгского симфонического оркестра (1860‒1863 и 1867‒1869 годы) (2019)

Кандидатские диссертации

  • Максимова А. С. Творчество Владимира Дукельского в контексте музыкальной культуры США первой половины ХХ века. Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство (2015, защита 2016)
  • Красковская Т. В. Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920 – 1980-е годы) (2016, защита 2017)

Лауреаты и дипломанты конкурсов 

  • Л. Купец – дипломант Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 1988)
  • Ю. Шпиницкая – дипломант Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 1997)
  • А. Максимова – лауреат (диплом III степени) Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 2009)
  • Е. Каранкевич – лауреат (2 место) Пятого международного открытого конкурса студенческих научных работ «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2017)
  • Е. Девятко (аспирант) – лауреат (1 место) Шестого международного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2019)
  • Н. Попова – лауреат (II место) VII Всероссийского конкурса студенческих рецензий «МКМ–XXI» (МузыкаКиноМнения–XXI) в номинации «Постановки опер и балетов» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2020)
  • Н. Попова – лауреат (1 место в номинации «Научная работа») Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия» (2020)
  • Н. Попова – лауреат (II место в номинации «Курсовые работы по искусствоведению) ХVIII Международного конкурса научных работ PTScience, организованного – 2020 (г. Москва, Всероссийское общество научных разработок «ОНР ПТСАЙНС», 2020)
  • Н. Попова – лауреат (2 место) Всероссийского открытого творческого интернет-конкурса, посвящённого 155-летию со дня рождения А. К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2020)

Публикации 

Участие в конференциях 

  • Міжнародныя навуковыя чытанні памяці Л. С. Мухарынскай (1906–1987). Белорусская академия музыки, 13-15 апреля 2016.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2016». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 3‒5 октября 2016. 
  • XI международная научная конференция «Свое и чужое в культуре». Петрозаводск, 22‒24 июня 2017.
  • Третий конгресс Общества теории музыки «Революции в истории музыкальной культуры» (к столетию революции 1917 года). Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 25‒29 сентября 2017.
  • Третья международная научно-практическая конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ имени Гнесиных, 23‒25 октября 2017.
  • Международная междисциплинарная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика». Санкт-Петербургская консерватория, 5 марта 2018.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум – 2018». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 15‒17 октября 2018.
  • III Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». Ярославль, 26‒27 апреля 2018.
  • Международная научная конференция «Художественное образование в культурных процессах современности». Кишинев, Молдова, 20 апреля 2018.
  • Международная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры». Санкт-Петербургская консерватория, 4‒5 марта 2019.
  • Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ имени Гнесиных, 11‒15 ноября 2019.
  • IV международная научно-практическая конференция «Художественная и музыкальная культура в образовании: инновационные пути развития». Ярославль, 27‒29 марта 2019.
  • Заочная международная научная конференция «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных художественных процессов». Минск, Беларусь, 26 ноября 2020.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2020». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 19‒21 октября 2020.

Работа в составе жюри

  • 1 этап I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1–10 сентября 2014, председатель жюри).
  • 1 этап Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1–10 сентября 2015, член жюри).
  • Конкурс студенческих рецензий «МКМ-21» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1‒4 апреля, 2016, член жюри)
  • Всероссийский конкурс студенческих рецензий «МКМ» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, февраль-апрель, 2017, член жюри)
  • Творческий интернет-конкурс, посвящённый 155-летию со дня рождения А.К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1 сентября-1октября 2020, член жюри)

Благодарственные письма, награды

  • Почётная грамота Государственного комитета по национальной политике Республики Карелия «За вклад в развитие национальной музыкальной культуры финно-угорских народов Карелии и воспитание высокопрофессиональных кадров» (2004)
  • Диплом «За педагогическое мастерство и научное руководство» (2010)
  • Статуэтка «Золотое кантеле» (2011).
  • Диплом «За профессиональную подготовку» (2013)
  • Диплом «За высокое педагогическое мастерство» (2017)
  • Благодарственное письмо Министерства национальной и региональной политики «За сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Карелия» (2017)
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры, искусства и многолетнюю плодотворную деятельность» (2017).
  • Благодарность «За научное руководство исследовательской работой» (2017)
  • Специальный диплом «За педагогическое мастерство» (2019)
  • Диплом «За высокое педагогическое мастерство» (2019)
  • Благодарственное письмо за подготовку Лауреата I степени (номинация «Научная работа») (2020)