Копосова
Ирина Владимировна

Заведующий кафедрой теории музыки и композиции, доцент

Музыковед, педагог

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения (2004)
Ученое звание: доцент (2011)
Общий стаж работы: 22 года (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 19 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: irina.koposova@glazunovcons.ru

Образование

Череповецкое училище искусств и художественных ремесел имени В. В. Верещагина (1990‒1994).

Петрозаводская государственная консерватории имени А. К. Глазунова (1994‒1999).

Аспирантура Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (1999‒2003).

Защита кандидатской диссертации на тему «Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии», специальность 17.00.02 Музыкальное искусство (Санкт-Петербургская гос. консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2004).

Повышение квалификации

Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», свидетельство (декабрь, 2012)

Краткосрочное обучение по программе «Педагогика и психология высшей школы», удостоверение (сентябрь, 2013)

Авторский курс доктора иск., профессора Московской государственной консерватории К.В. Зенкина, сертификат (октябрь, 2013)

Курсы повышения квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», удостоверение (ноябрь, 2015)

Практический семинар «Компьютерный звук в музыковедении», удостоверение (апрель 2016)

Краткосрочное обучение по программе «История и теория музыкальных жанров и форм», Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь-декабрь, 2017)

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы» (март, 2020).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Аналитические подходы в современном музыкознании», Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2020) 

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза», Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2020) 

Профессиональная деятельность

С 2000 года преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (с 2002 года – старший преподаватель, с 2005 года – доцент кафедры, с 2011 – доцент). 

Ведет дисциплины: «Полифония», «Музыкальная форма» и «Теория современной композиции» (53.03.06, 53.05.05, 53.05.06), «Современные композиторские техники» (53.04.01, 53.04.02, 53.04.04, 53.04.06), «Музыкальная акустика» (53.03.06, 53.04.06), «Специальный класс» (53.03.06, 53.05.05, 53.04.06, 50.06.01), «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии» (53.03.06, 53.05.05, 53.05.06). 

Ученики

Дипломные работы 

Бакалавриат (53.03.06), Специалитет (53.05.05)

  • Решетникова Ю. Финский модернизм 1920-х годов: опыт характеристики (2005).
  • Ваганова Л. Сюжет о Сампо в музыке карельских и финских композиторов (2009).
  • Козлова М. Пути воплощения птичьего пения в музыке: попытка систематизации (2009).
  • Бровко Р. Музыка в видеоиграх: опыт анализа (2010).
  • Тюлякова Е. Джан Карло Менотти: эскиз к портрету оперного композитора (завершение работы после смерти И.Н.Барановой) (2011).
  • Шабанова Т. Музыка и цвет: варианты взаимодействия (2012).
  • Алексеева А. Стилевые особенности музыки Майкла Наймана (2013).
  • Банникова Е. «Баллады Белого моря» Марины Шмотовой: в фокусе авторской стилистики (2015).
  • Анхимова Е. Поиск «нового» инструмента в сочинениях для кантеле Альбина Репникова (2016).
  • Григорьева Н. Феномен смешанного жанра на примере двух опусов Сергея Беринского (2016).
  • Чуева А. Рабочая тетрадь по музыкальному диктанту для 1 класса ДМШ: опыт построения. (2016).
  • Шехонская С. Курс «Основы музыкальной грамоты» в ДМШ и ДШИ: особенности формирования содержания дисциплины (2016).
  • Сидорова Н. Композиционные особенности органных сонат Александра Гильмана (2018).
  • Анциферова А. «Каноническая сонатина» и «Шесть песен Алкея» Луиджи Даллапикколы: в начале серийного пути (2019).
  • Талицкая Т. Ольга Александровна Бочкарева: к осмыслению научной и педагогической деятельности (2019).
  • Лабутина А. Барочные вариации на basso ostinato: некоторые вопросы теории и практики (2020).
  • Олейник Ю. Финская вокальная симфония (на примере отдельных сочинений). (2020).
  • Яковлева С. Последний контрапункт из «Искусства фуги» И. С. Баха в версиях разных композиторов (2021).

Аспирантура (50.06.01)

  • Алексеева А.Ю. Композиторская техника Майкла Наймана. 2019.
  • Анхимова Е.А. Трактовка кантеле в музыке композиторов Финляндии и Карелии. 2020 

Дипломные рефераты

Бакалавриат (53.03.03) 

  • Сироткина И. Вокальный цикл «Ступени» Валентина Сильвестрова в контексте композиторской стилистики (2021).

Специалитет (53.05.01, 53.05.02)

  • Кононова Ю.  Образы птиц как объект художественного осмысления в сочинениях для баяна К. Ахо, А. Кусякова, М. Фуксмана (2018).
  • Васильева А. Поэзия Поля Элюара в хоровом творчестве Франсиса Пуленка (2020). 
  • Витоль А. Стилистика хоровых сочинений Петериса Васкса (на примере «Mate saule» и «Zīles ziņa») (2021).

Магистратура (53.04.01), 

  • Титов С. Начальный этап обучения игре на кларнете: опыт отечественных и зарубежных школ (2016).
  • Черкасов А. Концерт для скрипки Яна Сибелиуса: к проблеме авторских редакций (2017).
  • Харланова Ю. Концерт для кларнета В.А. Моцарта: история сочинения и вопросы исполнительской трактовки (2017).
  • Борзова М. Фортепианный этюд: страницы истории жанра (2020).
  • Кубрина А. Первый фортепианный концерт Эйнара Энглунда как образец финского неоклассицизма (2020).
  • Рысева М. 24 прелюдии и фуги Всеволода Петровича Задерацкого: от фиксации замысла к исполнительской интерпретации (2020).

Ассистентура-стажировка (53.09.01)

  • Зелинская А. Пути развития флейтового искусства во второй половине ХХ века и их отражение в музыке композиторов Финляндии (2016).
  • Демин В. Особенности композиторской техники в музыке для струнных Арво Пярта (2018).
  • Товсултанов Р. Скрипичная фуга И.С. Баха: особенности формы и исполнительской интерпретации (2018).
  • Кононова Ю. Тембр баяна как часть художественного образа сочинения (на примере отдельных опусов) (2020).
  • Горина Е. Особенности композиции в Альтовом концерте Иоганна Баптиста Ванхаля (2021).

Лауреаты и дипломанты конкурсов

  • Бровко Р. – лауреат Всероссийского (ХХ) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ имени Гнесиных (I место в категории «Массовые жанры», 2010). 
  • Алексеева А. – лауреат Международного (XXIII) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ имени Гнесиных (I место в категории «Современное музыкальное искусство», 2013).
  • Банникова Е. – диплом за лучший доклад на ХХ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013».
  • Алексеева А. – дипломант II Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов, проводимого Красноярской государственной академией музыки и театра, 2015.
  • Анхимова Е. – лауреат Международного (XXVI) конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ имени Гнесиных (II место в категории «Современное музыкальное искусство», 2016).
  • Григорьева – дипломант III Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры, проводимого Министерством культуры Российской Федерации (2016).
  • Каранкевич Е.– лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Музыкальная форма», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2017).
  • Дедюрин А.– лауреат III Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок преподавателей ДШИ, ссузов, аспирантов, выпускников и преподавателей вузов (2 место в номинации «Методика преподавания на баяне, аккордеоне, национальной гармонике», Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, 2017).
  • Сидорова Н. – лауреат Третьего Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (1 место в номинации «Музыковедение», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2018)
  • Кононова Ю. – лауреат Третьего Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (1 место номинации «Музыкально-инструментальное искусство» (баян, аккордеон), учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2018).
  • Талицкая Т., Анциферова А., Алексеева А. – лауреаты Пятого Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (все 1 место, учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2019). 
  • Лабутина А. – лауреат V Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (1 место в номинации «Музыкальная форма», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2019).
  • Анхимова Е., Лабутина А.Олейник Ю., Васильева А. – лауреаты Шестого Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (все 1 место, учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 2020).
  • Олейник Ю. – лауреат XIX Международного конкурса научных работ, проводимого Всероссийским обществом научных разработок «ОНР ПТСайнс» (I место, 2020). 
  • Лабутина А. – лауреат XIX Международного конкурса научных работ, проводимого Всероссийским обществом научных разработок «ОНР ПТСайнс» (II место, 2020).
  • Лабутина А. – лауреат ХХХ Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ имени Гнесиных (II место в номинации «Классическое музыкальное искусство», 2020).
  • Лабутина А. – лауреат Первого Всероссийского конкурса научных работ «Музыкальная наука: взгляд молодого исследователя», проводимого Краснодарским государственным институтом культуры (III место в номинации «Статья» среди студентов-бакалавров, 2020).
  • Лабутина А. – лауреат VII Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры (III место в номинации «Музыкальное искусство», 2020).
  • Попов Д. – дипломант Первого международного музыковедческого конкурса «Музыкальная академия», специальный диплом жюри за нестандартный подход к музыкальной науке.
  • Маряхин Д. – лауреат I Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы педагогики, исполнительства и методики на народных инструментах». Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова, I место.
  • Маряхин Д. – лауреат Студенческой научной конференции-конкурса с международным участием, проходившей в Белорусской государственной академии музыки в рамках XXХ международных научных чтений памяти Л. С. Мухаринской (1906–1987) 6 апреля – 19 мая 2021 года, II место
  • Д. Колданова – лауреат Конкурса на лучший доклад в рамках Научной студенческой конференции «Музыковедческие чтения –2021». Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова, III место.
  • А. Витоль, Е. Горина, И. Сироткина, С. Яковлева – лауреаты 40 Международного конкурса научных работ, проводимого Всероссийским обществом научных разработок «ОНР ПТСайнс». I и II места, июнь 2021. 

Методическая работа

Выступает с разнообразной методической деятельностью. В 2010–2017 гг. являлась разработчиком заданий по сольфеджио Республиканских Олимпиады и Конкурса по теоретическим дисциплинам; приглашается в качестве председателя и члена жюри различных конкурсов. Регулярно читает циклы лекций по различным методическим вопросам:

  • 2006, 2014 ‒ Череповецкое училище искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина;
  • 2008 ‒ Архангельский областной центр повышения квалификации специалистов культуры;
  • с 2010, ежегодно ‒ Петрозаводский музыкальный колледж имени К.Э.Раутио;
  • 2014 ‒ ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования»;
  • 2019 – Архангельский музыкальный колледж;
  • курсы повышения квалификации, проводимые на базе ПГК имени А.К. Глазунова (разные годы).

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия

• Спектральный метод: вопросы истории, теории и практики. Лекция по курсу «Теория современной композиции» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов (учебное пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория имени А.К. Глазунова, 2009. 35 с.

• «Время Шостаковича» в финской музыке ХХ века. Материалы к курсу «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов (учебное пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория имени А.К. Глазунова, 2010. 20 с.

• Эволюция скерцо (на примере симфонии XVIII-XX веков). Программа-конспект лекций по курсу «Введение в музыкознание» для студентов теоретико-композиторского отделения консерватории (учебно-методическое пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория имени А.К. Глазунова, 2010. 16 с.

• Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии. LAP Lambert Academic Publishing. Saarbrucken. 2011. 202 c.

• Финская симфония начала XXI века: метаморфозы жанра: учебное пособие по дисциплине «Теоретические проблемы музыки Скандинавских стран и Финляндии» для студентов музыкальных вузов / Ирина Копосова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова». Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория имени А.К. Глазунова, 2015. 47 с.

Публикации в научных изданиях

• Первая симфония Калеви Ахо: в начале симфонического пути. Культурные коды двух тысячелетий: материалы международной научной конференции. 1–4 декабря 2000 года. Вып. 2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 106–110.

• Музыкальный мир Восьмой симфонии Калеви Ахо // XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001. С. 264–265. 

• «Свое» и «чужое» слово в Четвертой симфонии Калеви Ахо // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: (Материалы 3-й международной научной конференции). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С. 85–87. 

• Фуги в ранних симфониях Калеви Ахо // Форма и жанр в контексте истории: Работы молодых музыковедов. Вып. 2. СПб., 2002. С. 90–105. 

• Диалог симфонии и концерта в симфоническом творчестве Калеви Ахо // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск: ПГК, 2002. С. 150–155.

• Феномен симфонии-скерцо в творчестве Калеви Ахо // Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань, 2004. С. 352–376.

• Современная финская симфония (по материалам музыки К. Ахо) // Скандинавские чтения 2004 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2006. С. 385–393.

• Симфонизм Бетховена и диалектика Гегеля (к вопросу о немецком национальном характере в музыке). Карелия и Германия: на пути мира и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 апр. 2005. Петрозаводск: КГПУ, 2005. С.123–128. 

• Современная финская симфония: проблемы изучения (на материале музыки Калеви Ахо) Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации: материалы научно-методической конференции (21–22 апреля 2005 г.). Ч. I (А-К). Петрозаводск, 2005. С. 174‒176. 

• Мир хоровой поэмы Г. Свиридова «Ладога» // Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2006. С. 86–91.

 • Современная финская музыка: путь к успеху // Скандинавские чтения 2006 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С.429–436. 

• Функции цитаты в Десятой симфонии Калеви Ахо // Художественный текст – явное и скрытое. Петрозаводск, 2007. С. 86–91. 

• Финская симфония после Сибелиуса. ХVI конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: 9–12 сентября 2008 г.: материалы конференции. В 2 ч. Ч. II. Москва: Институт всеобщей истории РАН; Архангельск: Поморский государственный университет, 2008. 

• Коммуникативные функции рунического напева в Сампо-сочинениях карельских и финских композиторов. — Песня как средство культурной коммуникации. Юбилейный семинар, посвященный основанию Академии рунопения, 8-10 октября 2010. [Song and sinding as cultural communication. Proceedings from  the Runosong Academy Jubilee Seminar, 8-10 october 2010]. С. 249‒254.

• Erik Fordell’s musik and its place in the history of Finnish symphony // Theses of 7th International scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2012. S. 34‒35.

• Музыка Эрика Форделля и её место в истории финской симфонии // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. P. 187‒199.

• Лейф Сегерстам и его «свободная пульсирующая композиция» // Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Издательство РГК имени С.В.Рахманинова, 2013. С. 110‒117.

• Повествовательная логика в Седьмой симфонии Пера Хенрика Нурдгрена // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 283‒290.

• The phenomenon of free pulsating compositions in the symphonies by Leif Segerstam// Abstracts of the 8th International scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2013. P. 19‒20.

• Ахо, Нурдгрен, Сегерстам: три взгляда на симфонию // Текст художественный: грани интерпретации: сб. науч. ст. / Петрозаводская гос. консерватория имени А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 191‒205.

• Феномен свободной пульсирующей композиции в симфониях Лейфа Сегерстама // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisko rakstu krājums.  Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2014. P. 230‒244.

• Treize couleurs du soleil couchant by Tristan Murail: A new type of music program// Abstracts of the 9th International Scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2014. P. 16‒17.

• Finnish Symphony music at the turn of theХХ – ХХI centuries: Version of systematization// Abstracts of the 10th International Scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P. 26‒27.

• Тринадцать цветов заходящего солнца Тристана Мюрая: заметки о программности нового типа // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VII. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P. 261‒270.

• Симфония в финской музыке рубежа ХХ – ХХI веков: вариант систематизации // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VIII. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P. 214‒228.

• Симфонии современных финских авторов как экспериментальное пространство // Экспериментальные формы современного музыкального искусства: сборник научных статей / Ред. А. В. Крылова. — Ростов н/Д: Издательство РГК имени С. В. Рахманинова, 2015.  С. 185–199.

• Особенности жанрового синтеза в симфонии № 3 Сергея Беринского // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре. Ростов-на-Дону, 2016. С. 263‒265 (в соавт. с Н. Григорьевой).

• Потенциал проблемного обучения в курсе музыкальной формы // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2016. № 3. С. 53‒63.

• Педагогическая практика: вариант оценки результатов обучения // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза. Сборник статей. Общая редакция и составление: Т.С. Екименко, С.А. Останина. Петрозаводск: VPPrint, 2016. С. 366‒377.

• Алеаторная симфония: версия Лейфа Сегерстама // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: сборник по материалам научной конференции: электронный ресурс / главный редактор и редактор-составитель В. О. Петров. Астрахань: ООО «Леон», 2017. С. 57–63.

• «Свободная пульсирующая композиция» Лейфа Сегерстама как индивидуальный алеаторный проект // Проблемы музыкальной науки. 2018. №1 (30). С. 16–22.

• Рецепция Шостаковича в музыке финских композиторов второй половины ХХ века // Opera musicologiсa. 2018. № 2 (36). С. 26–46.

• «Сюита в старинном стиле»: версии Альфреда Шнитке и Бориса Напреева // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 1 (13). С. 1–18.

• Корнелиус Кардью: у истоков британского минимализма // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 3. С. 16–25 (в соавторстве с А.Ю.Алексеевой)

• Композиторская техника в сочинениях для струнных Арво Пярта // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 2 (14). С. 1–21 (в соавторстве с В.Д. Деминым)

• Республиканская олимпиада по сольфеджио для ДМШ и ДШИ: опыт сотрудничества школы и вуза // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2018. № 3 (15). С. 30‒44.

• Калеви Ахо: штрихи к творческому портрету // Музыка Финляндии и Скандинавии: проблемы истории, теории и эстетики. Вып 1. Петрозаводск: Verso, 2019. С. 114‒150.

• Пер Хенрик Нурдгрен и его творчество // Музыка Финляндии и Скандинавии: проблемы истории, теории и эстетики. Вып 1. Петрозаводск: Verso, 2019. С. 77‒98.

• «Свободная пульсирующая композиция» Лейфа Сегерстама как индивидуальный алеаторный проект // Музыка Финляндии и Скандинавии: проблемы истории, теории и эстетики. Вып 1. Петрозаводск: Verso, 2019. С. 99‒113.

• Музыкальная форма и её освещение в школьных учебниках // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 2 (35). С. 179–189.

• Сочинения для фортепиано Корнелиуса Кардью в свете творческих поисков композитора // Музыковедение. 2019. № 6. С. 29‒41.

• Сочинения для двух фортепиано в наследии Корнелиуса Кардью // Piano Duo XV–XVI: сборник научных статей. Петрозаводск: ПетрГУ, 2020. С. 99‒123.

• «Каноническая сонатина» Луиджи Даллапикколы: на пороге серийности // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В трех томах. Белгород, 2020. С. 31–37 (в соавт. с А. Анциферовой).

• Музыкальная форма в пособиях для ДМШ: взгляд преподавателя консерватории // Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза: материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)» 6–7 декабря 2018 года. Петрозаводск: VPPrint, 2020. С. 154–171.

• Еще раз о фуге В. Лютославского: перечитывая Ю. Г. Кона. Текст художественный: смысл и структура: сб. статей.  Петрозаводск: PPrint. С.101 –119.

• Юзеф Гейманович Кон как преподаватель курса «История музыкально-теоретических систем» в Петрозаводской консерватории // Музыкальная культура Сибири: традиционные и академические формы творчества: к 100-летию со дня рождения Ю.Г. Кона и Т.А. Роменской: сб. всерос. науч.-практ. конф. (18–19 ноября 2020 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. С. 43–55.

• Вокальная симфония в трактовке Лейфа Сегерстама и Пера Хенрика Нурдгрена // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 4. С. 224–239.

• Особенности трактовки канона в сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов // Opera musicologiсa 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 141–158.

• Первый концерт для фортепиано с оркестром Эйнара Энглунда в свете особенностей финского неоклассицизма // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2020. № 4 (24). С. 1‒18 (в соавторстве с Кубриной А.В.).

Участие в конференциях:

• Международная научная конференция «Культурные коды двух тысячелетий» Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 1–4 декабря 2000 .

• XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии. Архангельск, Поморский государственный университет,  2001.

• III международная научная конференция «Свое» и «чужое» в культуре народов европейского Севера. Петрозаводский государственный университет, март 2001.

• Всероссийская научная конференция «Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 6–8 декабря 2002.

• IV международная научная конференция «Свое» и «чужое» в культуре народов европейского Севера. Петрозаводский государственный университет, март 2003.

• ХV международная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии. Москва, июнь 2004.

• VI международная конференция «Скандинавские чтения 2004 года: этнографические и культурно-исторические аспекты». Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, октябрь 2004.

• Симфонизм Бетховена и диалектика Гегеля (к вопросу о немецком национальном характере в музыке). материалы Международная научно-практическая конференция «Карелия и Германия: на пути мира и сотрудничества». Карельский государственный педагогический университет, 14‒15 апреля 2005. 

• Современная финская симфония: проблемы изучения (на материале музыки Калеви Ахо) Научно-методическая конференция «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации». Петрозаводский государственный университет, 21–22 апреля 2005. 

• Всероссийская научная конференция «Григ, Сибелиус и скандинавская культура». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, ноябрь 2007. 

• ХVI международная конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии. Архангельск, Поморский государственный университет, 9–12 сентября 2008.

• Научно-практический семинар в рамках фестиваля Sommelo, Финляндия, Кухмо, 2008.

• VIII международная конференция «Скандинавские чтения 2004 года: этнографические и культурно-исторические аспекты». Санкт-Петербург, октябрь 2008 года.

• Научно-практический семинар в рамках фестиваля Sommelo. Кухмо, Финляндия, 2008.

• Семинар, посвященный основанию Академии рунопения. Кухмо, Финляндия, октябрь 2010.

• Международный музыковедческий форум–2010. Москва, Академия музыки имени Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 22–25 ноября 2010. 

• Международный музыковедческий симпозиум «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 1–7 сентября 2011. 

• Всероссийская научная конференция «Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество». Ростовская государственная консерватория имени С.В.Рахманинова, 24–25 апреля 2012.

• Международная конференция «Импровизация – отражение, создание, процесс» Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 26−27 апреля 2012.

• 7th International Scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». DaugavpilsUniversity, Latvia, 10 мая 2012.

• Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2012». Академия музыки имени Гнесиных, Государственный институт искусствознания, 19−22 ноября 2012.

• I открытая научно-практическая педагогическая конференция «Музыкальная школа — настоящее и будущее». Шуйская ДМШ, 8 декабря 2012.

• Международная научная конференция «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия». Государственная классическая академия имени Маймонида, 9–13 апреля 2013. 

• 8th International Scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils University, Latvia, 8 мая 2014.

• Скандинавские чтения-2014. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт–Петербург, ноябрь 2014.

• Научно-практическая конференция «Современные технологии преподавания в творческом вузе». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, декабрь 2014.

• Международная конференция «Эксперимент в музыкальном искусстве». Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, апрель 2015. 

• Международная научная конференция «В пространстве смыслов: текст и интертекст». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 29.10‒1.11 2015.

• Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании на примере творческого вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 10‒11 декабря 2015 года.

• Международная научная конференция «Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре». Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, 26‒29 апреля 2016.

• Международная научно-практическая конференция «Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире». Астраханская гос. консерватория, 13‒14 мая 2017.

• Международная научно-практическая конференция «Российско-Финляндские художественные коммуникации», РИИИ, 19–20 апреля 2017.

• Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура и композиторское творчество финно-угорского мира. К 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 1‒3 ноября 2017.

• Республиканская научно-практическая конференция «Профессиональное музыкальное образование в Республике Карелия: приоритеты и ресурсы», Петрозаводск, 20 октября 2017.

• V Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии: Опыт. Приоритеты. Практика применения». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 25 ноября 2017. 

• I межвузовский научно-методическом семинар «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе» Петрозаводский государственный университет, 30 марта 2018.

• II Международная научно-практическая конференция «Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире». Астраханская государственная консерватория, 28‒29 апреля 2018. 

• Международная научно-практическая конференция «Фортепианный дуэт в развитии и становлении музыканта». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова, 20 апреля 2018, ПГК имени А.К.Глазунова.

• Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)» Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 6-7 декабря 2018.

• Международная научная конференция «Музыкальная композиция: от интенции к произведению». Академия музыки имени Гнесиных, 9‒11 апреля 2019.

• Международная научная конференция «Музыкальная культура России и Италии: из ХХ в ХХI век». Италия, Неаполь, 18‒28 сентября 2019.

• Четвертый международный конгресс ОТМ «Термины, понятия и категории в музыковедении». Казанская государственная консерватория имени Н.Г.Жиганова, 2‒5 октября 2019.

• Международная научная конференция «Текст художественный: смысл и структура. К 100-летию со дня рождения Ю.Г.Кона». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 17‒20 марта 2020.

• Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2020». РАМ имени Гнесиных, 19-21 октября 2020.

• Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальная культура Сибири: традиционные и академические формы творчества», посвященная 100-летию со дня рождения Ю. Г. Кона и Т. А. Роменской. Новосибирская гос. консерватория имени М. И. Глинки, 18-19 ноября 2020.

• Международная конференция «Музыкальная эпоха Л. Бетховена и ее исторический резонанс». Новосибирская гос. консерватория имени М. И. Глинки, 7‒8 декабря 2020.

• Круглый стол «Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в условиях дистанционного обучения: проблемы и решения». Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова, 2020.

• IV Международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы». РАМ им. Гнесиных, апрель 2021.

• Х Европейский конгресс по музыкальному анализу. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 20‒24 сентября 2021. 

Научное редактирование и составление сборников

• Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько; ПГК имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. 538 с.

• Хилько Н. П. Программная музыка в исторической перспективе и теоретическом осмыслении: курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 072901 Музыковедение / [науч. ред. И. В. Копосова]. Министерство культуры Российской Федерации, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2014. 157 с.

• Научно-практическая конференция в рамках VII Международного конкурса «Серебряные звуки»: тезисы докладов / [сост. И. В. Копосова]. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2015. 38 с.

• Патлаенко Э. Н. Школьный альбом: для фортепиано: соч. 55 учебно-методическое издание / Эдуард Патлаенко; предисловие, редакция и методические комментарии Ю. И. Тишкиной [науч. ред. И. В. Копосова]; Министерство культуры Российской Федерации, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2015. 58 с.

• Дикоев А.В. «Шэн – первая гармоника. Происхождение, устройство, разновидности» Учебно-методическое пособие по курсу «История исполнительского искусства» (народные инструменты) для студентов музыкальных вузов и колледжей / [науч. ред. И. В. Копосова]. Петрозаводск: ПетрГУ, 2016. 35 с.

• Екименко Т. С. Полифония строгого стиля: рабочая тетрадь для направлений подготовки 53.05.02 (073301) «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором» (профиль «Художественное руководство академическим хором», квалификация «специалист»), 53.03.05 (073500) «Дирижирование» (профиль «Дирижирование академическим хором», квалификация «бакалавр») /[ред. И. В. Копосова]; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова». Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 72 с.

• Козинский П.Б. Деревья Карелии: пьесы для фортепиано на тексты из книги К.А. Андреева «Деревья Карелии». / предисловие, редакция и методические комментарии Ю. И. Тишкиной [науч.ред. И. В. Копосова]; Петрозаводск: ГБПОУ РК «Петрозаводский музыкальный колледж имени К.Э. Раутио», 2016. 40 с.

• В пространстве смыслов: текст и интертекст: сб. статей / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Н. П. Хилько; Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2016. 478 с.

• Дыга Е. А. Произведения композиторов Карелии для хора без сопровождения: учебно-методическое пособие по дисциплине «Чтение хоровых партитур»: для студентов по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (бакалавриат), профиль «Дирижирование академическим хором» / М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозав. гос. консерватория имени А. К. Глазунова»; сост. и метод. реком: Е. А. Дыга, [ред.: И. В. Копосова, Е. Е. Никулина] —VPPrint, 2017. 60 с.

• Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания: сборник статей и материалов к 80-летию со дня рождения / М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозав. гос. консерватория имени А. К. Глазунова», Каф. теории музыки и композиции; [науч. ред. И. В. Копосова; ред.-сост.: С. В. Синцова]. Петрозаводск: Verso, 2018. 256 с.

• Т.А. Кончакова Воспитание ступеневого слуха в детской музыкальной школе: методическое пособие по сольфеджио для преподавателей детских музыкальных школ / Т.А. Кончакова; [ред.: И.В. Копосова]. Петрозаводск, 2018. 14 с.

• Piano Duo – ХV-ХVI: сборник научных статей / науч. ред. и сост. С. В. Синцова; ред. колл.: И. В. Копосова, Т. С. Екименко, Н. П. Хилько. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. 232 с.

• Фридбург Л.Р. Виктор Абрамов: пианист, педагог / науч. ред. И. В. Копосова. Петрозаводск: ООО «ЮниПак», ООО «Два товарища», 2020. 62 с.

• В классе баяна: сольные и ансамблевые пьесы: учебно-методическое пособие по курсам «Специальный инструмента», «Ансамбль», «Изучение современного репертуара» / составитель и автор методических рекомендаций А. В. Дикоев [науч. ред. И.В.Копосова]. – Петрозаводск: Изд-во «Версо», 2020. 128 с.

• Музыкальное искусство: проблемы теории, истории и педагогики: сборник научных статей. Вып. 1. Петрозаводск: Версо, 2020. 304 с.

• Текст художественный: смысл и структура. К 100-летию со дня рождения Ю. Г. Кона: сб. ст. / науч. ред.: Е. Г. Окунева, И. В. Копосова, Н. П. Хилько. Петрозаводск: VPPrint, 2021. 636 с.