Теории музыки и композиции

Заведующий кафедрой
Копосова Ирина Владимировна – доцент

Преподаватели кафедры
Напреев Борис Дмитриевич – профессор
Горная Ирина Николаевна – профессор
Окунева Екатерина Гурьевна – доцент
Екименко Татьяна Сергеевна – доцент
Хилько Наталья Павловна – доцент
Кошелев Вячеслав Константинович – доцент
Никифорова Ольга Вячеславовна – старший преподаватель
Крышень Полина Викторовна – старший преподаватель
Алексеева Александра Юрьевна – старший преподаватель
Ругачева Евгения Леонидовна - преподаватель
Антышева Елена Альбертовна - преподаватель

На кафедре преподают ведущие музыковеды и композиторы Северо-Запада России, деятельность которых связана с научной, педагогической и творческой работой.

Основателем и первым заведующим кафедрой в 1967–1970-х годах был Альберт Семенович Леман (1915–1998), композитор, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, профессор (сначала это была объединенная кафедра музыкально-теоретических и хоровых дисциплин, с 1969 года – кафедра теории, истории музыки и композиции, а с 1976 года и по сей день – кафедра теории музыки и композиции). С 1970 по 1991 годы кафедрой заведовал заслуженный деятель искусств Карелии, доктор искусствоведения, профессор Юзеф Гейманович Кон (1920–1996), научная деятельность которого широко известна в стране и за рубежом. Ему принадлежат монографии: «Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации» (1979); «Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования» (1982); «Избранные статьи о музыкальном языке» (1994), а также большое количество других публикаций по различным вопросам музыкознания. С 1991 по 2011 годы кафедрой заведовала доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Карелии Ирина Николаевна Баранова (1955–2011). С 2011 по 2019 годы кафедру возглавляла кандидат искусствоведения, доцент Екатерина Гурьевна Окунева (ныне проректор по научной и творческой работе Петрозаводской консерватории). С сентября 2019 года кафедрой заведует кандидат искусствоведения, доцент Ирина Владимировна Копосова.

В разные годы на кафедре работали крупные ученые и педагоги: доктора искусствоведения, профессора Татьяна Сергеевна Бершадская, Анатолий Павлович Милка, кандидат искусствоведения, доцент Вера Николаевна Александрова, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Карелии Кира Иосифовна Южак, композитор, профессор, заслуженный деятель искусств России и Карелии Эдуард Николаевич Патлаенко, кандидаты искусствоведения Иосиф Яковлевич Пустыльник, Ирина Степановна Куницына, Леонид Миронович Бутир, Татьяна Николаевна Тимонен, профессор, заслуженный деятель искусств России и Карелии Валентин Андреевич Кончаков (1933–1993); композитор, профессор, заслуженный деятель искусств России и Карелии, почетный деятель СК России, лауреат Государственной премии «Сампо» Александр Сергеевич Белобородов (1948–2016). Инициатором многих мероприятий, проводимых кафедрой, организатором Научного студенческого общества являлась кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств Карелии Ольга Александровна Бочкарева (1937–2003).

В настоящее время в состав кафедры входят опытные педагоги, плодотворно совмещающие учебно-воспитательную, методическую, научно-исследовательскую и композиторскую работу. 4 педагога кафедры (Б. Д. Напреев, В. К. Кошелев, П. В. Крышень, Т. С. Екименко) являются членами Союза композиторов Карелии, двое – членами Общества теории музыки (И. В. Копосова и Е. Г. Окунева). Большинство членов кафедры имеют ученые звания и степени, почетные звания:  композитор, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат Государственной премии «Сампо» Борис Дмитриевич Напреев; доктор искусствоведения, профессор кафедры Ирина Николаевна Горная (выпуск 1979 г.); композитор, доцент Вячеслав Константинович Кошелев; кандидаты искусствоведения, доценты Наталья Павловна Хилько (выпуск 1986 г.), Татьяна Сергеевна Екименко (выпуск 1995 г.), Ирина Владимировна Копосова (выпуск 1999 г.), Екатерина Гурьевна Окунева (выпуск 2002 г.). Педагогический состав кафедры пополнился молодыми музыковедами Ольгой Вячеславовной Никифоровой (выпуск 2012 г.) и Александрой Юрьевной Алексеевой (выпуск 2013 г.), а также композитором Полиной Викторовной Крышень (выпуск 2009 г.); все они работают в должности старшего преподавателя.

Педагогами защищены 3 докторские и 5 кандидатских диссертаций, опубликованы монографии, многочисленные статьи. Научно-исследовательская и методическая работа кафедры охватывает широкий круг проблем музыкального искусства (вопросы стиля, музыкального языка, формы, полифонии, гармонии, современных композиторских техник, методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин и др.). Они нашли отражение в монографиях: Баранова И. Н. Особые экспозиции в сонатной форме XIX века (1999); она же. Татьяна Воронина: Параллельные миры музыканта (2008); Напреев Б. Д. Советская симфония (1974); он же. Вертикально-подвижной контрапункт в полифонии XIII–XVI веков (1983); он же. Теория инструментовки (1996); он же. Полифония (фуга) и оркестр (2003); он же. Оркестр и фуга (проблемы взаимодействия»). Saarbrücken: Palmarium Academic Publisching, 2013; он же. Так фуга или фугато? Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2014; Екименко Т.С. О додекафонной музыке Николая Каретникова. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014.

Особое значение в научной деятельности кафедры имеет исследование музыкальной культуры Скандинавии и Финляндии. По этой теме изданы: «Финский сборник» (1992), «Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы» (1994), «О музыке Финляндии и скандинавских стран» (1998). И. Н. Горная является автором монографии «Финская камерно-вокальная музыка ХХ века» (2005). Е. Г. Окунева создала первую монографию о творчестве Эркки Салменхаары – одного из виднейших представителей финского музыкального искусства ХХ века («Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины ХХ века». Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011). И. В. Копосова является автором первой монографии о крупнейшем финском симфонисте ХХ века Калеви Ахо («Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии. LAP Lambert Academic Publishing. Saarbrucken. 2011). В 2019 году кафедрой подготовлен сборник статей «Музыка Финляндии и Скандинавии: вопросы истории, теории и эстетики» (вып. 1), включивший творческие портреты таких авторов: В. Стенхаммара, Э. Салменхаара, К. Ахо, П. Х. Нурдгрена, Л. Сегерстама, Х. Вессмана, Т.-Ю. Кюлленена, Б. Нильсена.С 1987 года педагоги кафедры выступают с докладами на международных конференциях по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии, проводимых под эгидой Российской академии наук (Москва, Архангельск, Петрозаводск), в Скандинавских чтениях (Санкт-Петербург), а также неоднократно принимали участие в Международных конференциях, посвященных Яну Сибелиусу (Хельсинки). Студенты-музыковеды систематически выполняют дипломные и курсовые работы по данной проблематике. Тема Европейского Севера стала основой докторской диссертации И. Н. Горной и кандидатских диссертаций И. В. Копосовой и Е. Г. Окуневой.

Еще одним важным направлением для исследовательской работы педагогов кафедры стало изучение творчества композиторов Карелии. Члены кафедры участвовали в издании коллективной монографии «Профессиональная музыка композиторов Карелии» (1995), кафедрой проведен ряд научных конференций, посвященных этой теме (среди последних из них Всероссийские научные чтения, посвященные 100-летию Гельмера Синисало, 2020), выпущены сборники научных статей, освещающие разные грани деятельности таких композиторов, как А. С. Белобородов (2013, редактор-составитель Т. С. Екименко), Э. Н. Патлаенко (2018, редактор-составитель Н. П. Хилько), Б. Д. Напреев (2018, редактор-составитель И. В. Копосова).

Одним из важнейших научных проектов, проводимых кафедрой, стали научные конференции, связанные с развитием идей, представленных в работах Ю. Г. Кона. У истока этих научных собраний лежал Междисциплинарный семинар, инициированный в 1998 году О. А. Бочкарёвой. Его традиции подхватили конференции: к 85-летию со дня рождения Ю.Г. Кона состоялась Юбилейная научная конференция «Коновские чтения – 2005»; к 90-летию со дня рождения ученого – Всероссийская научная конференция «Композиторская техника как знак» (2010); Международная научная конференция «Текст художественный: грани интерпретации» (2013); Международная научная конференция «В пространстве смыслов: текст и интертекст» (2015). 100-летие со дня рождения Ю. Г. Кона, отмечавшееся в марте 2020 года, ознаменовалось проведением Международной научной конференцией «Текст художественный: смысл и структура». По материалам этих конференций кафедрой были выпущены сборники научных статей.

Педагоги кафедры ведут активную редакторскую деятельность: регулярно выступают в качестве научных редакторов, редакторов-составителей в сборниках научных статей, выпускаемых в консерватории, входят в состав Редакционно-экспертного совета консерватории (Е. Г. Окунева – председатель, И. В. Копосова, Н. П. Хилько – члены совета), в состав Редакционной коллегии «Музыкального журнала Европейского Севера» (Т. С. Екименко – заместитель главного редактора, И. Н. Горная, И. В. Копосова, Е. Г. Окунева, Н. П. Хилько – члены ред. коллегии).

Педагоги кафедры ведут активную учебно-методическую работу и регулярно издают учебные пособия для студентов музыкальных вузов, среди них: Екименко Т.С. Об изучении канона на дирижерско-хоровом отделении консерватории (формы работы в курсе сольфеджио). Петрозаводск, 2005; она же. Контрапункт строгого стиля в примерах, заданиях и проверочных работах. Хрестоматия для студентов дирижерско-хорового отделения консерватории и для теоретического отделения музыкального училища. Петрозаводск, 2007; Копосова И.В. Спектральный метод: вопросы истории, теории и практики. Лекция по курсу «Теория современной композиции» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов (учебное пособие)». Петрозаводск: 2009; она же. Эволюция скерцо (на примере симфонии XVIII-XX веков). Программа-конспект лекций по курсу «Введение в музыкознание» для студентов теоретико-композиторского отделения консерватории (учебно-методическое пособие). Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория имени А.К. Глазунова, 2010. 16 с.; она же. Финская симфония начала XXI века: метаморфозы жанра: учебное пособие по дисциплине «Теоретические проблемы музыки Скандинавских стран и Финляндии» для студентов музыкальных вузов» Петрозаводск, 2015; Напреев Б. Д. Полифонический эскиз как обучающая модель: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2013; он же. Основы теории инструментовки: учебное пособие. Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2017; Окунева Е.Г. Анализ серийной и сериальной музыки. Петрозаводск, 2012.; она же. Принципы организации ритмических структур в сериальной музыке: учеб. пособие по курсу «Теория современной композиции» для студентов муз. вузов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2014; Хилько Н. П.  Программная музыка в исторической перспективе и теоретическом осмыслении: Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 072901 Музыковедение. Петрозаводск: Verso, 2014; она же. Мелодическая модуляция в курсе сольфеджио: Рабочая тетрадь. Петрозаводск: Verso, 2017. 

Научные труды и музыкальные произведения членов кафедры опубликованы центральными и республиканскими издательствами, издаются за рубежом. Контакты кафедры с музыковедами и композиторами вузов России, с педагогами других кафедр Петрозаводской консерватории кроме прочего выражаются в издании совместных сборников научных статей. Особенно сильны связи Петрозаводской и Петербургской консерваторий. Высокий научный рейтинг кафедры выражается и в том, что ее члены регулярно приглашаются в качестве официальных оппонентов на защиты диссертаций в Московскую и Петербургскую консерватории, РАМ имени Гнесиных, выполняют отзывы ведущей организации на диссертации и отзывы на авторефераты. Педагоги кафедры участвуют в конгрессах и конференциях, в том числе и международных (в Хельсинки, Париже, Левене, Цюрихе, Оксфорде, Неаполе, Даугавпилсе).

Кафедра имеет устойчивые методические связи с музыкальными учебными заведениями региона, которые проявляются в организации конкурсов для учащихся теоретических отделов музыкальных училищ России, в проведении контрольных работ для учащихся исполнительских отделений училищ, в методических контактах с педагогами теоретических отделов этих учебных заведений, в рецензировании их методических работ, в чтении лекций для учащихся, в консультациях абитуриентов, в разработке требований для вступительных экзаменов и методическом анализе этих требований с педагогами теоретических отделов музыкальных училищ. Кафедра регулярно проводит курсы повышения квалификации: «Актуальные вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в условиях ДМШ» для педагогов музыкальных школ и колледжей. Ярко выраженной и целенаправленной является методическая работа по воспитанию в регионе молодых композиторов, итоговые отчеты которых проходят на ставших уже традиционными фестивалях-конкурсах молодых композиторов при кураторстве педагогов кафедры. Ведется индивидуальная консультационная работа с абитуриентами композиторского отделения.

Педагоги руководят аспирантами. За последние годы аспирантуру Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова успешно закончили старший преподаватель А. Ю. Алексеева (науч. руководитель И. В. Копосова, 2019), Е. Анхимова. (науч. руководитель И. В. Копосова, 2020). Выпускники кафедры работают в различных регионах России и за рубежом. Среди них – доктора искусствоведения М. Долгушина, О. И. Луконина, кандидаты искусствоведения Т. Геллис, Е. Доможирова, И. Заславская, В. Рогожникова, Е. Суханова, И. Хусаинов, члены Союза композиторов М. Гоголин, В. Миниотас (лауреат III Международного конкурса им. С. Прокофьева, II премия), М. Минкин, А. Сало (лауреат конкурса им. В. Гаврилина в Вологде; лауреат республиканского конкурса «Калевала»), О. Седова, В. Сергеенко (лауреат Всероссийского конкурса им. С. Есенина), В. Сухоруков, В.  Угрюмов, М. Гольдштейн (лауреат премии «Золотое перо», учрежденной Объединением композиторов и издателей Израиля) и др. Композитору И. Субботину (1967–2006) в 2007 году присуждены Государственная премия «Сампо» и звание лауреата II национального фестиваля «Музыкальное сердце России».

Студенты и ассистенты-стажеры, обучающиеся на кафедре, также регулярно становятся лауреатами композиторских конкурсов: Н. Котов стал лауреатом конкурса по композиции им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге (III премия, 2008; творческий руководитель — профессор А. С. Белобородов); лауреатами Всероссийского конкурса им. Прокофьева в 2018 году стали А. Гагулашвили (II место) и Д. Попов (III место); лауреатами Международного конкурса «Классика и современность», проводимого в Екатеринбурге стали О. Величко (Гран-При, 2018), А. Гагулашвили и Т. Попова (оба – I место, 2018), М. Бобин (Гран-При, 2020), творческий руководитель у всех – старший преподаватель П. В. Крышень.

Активно работает Научное студенческое общество (руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Н. П. Хилько). Студенты всех курсов принимают участие в межвузовских конференциях, конкурсах студенческих работ разного ранга. За время существования кафедры около 70 молодых исследователей стали лауреатами и дипломантами различных конкурсов, среди которых Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (РАМ им. Гнесиных) и Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры, проводимый Министерством культуры Российской Федерации (А. Титова и А. Лабутина заняли III место в номинации «Музыкальное искусство», Н. Григорьева стала дипломантом этого же конкурса; научные руководители – И. В. Копосова и Е. Г. Окунева).

Педагоги кафедры активно участвуют в концертно-исполнительской и культурно-просветительской работе в Петрозаводске, в городах Республики Карелия, в других городах России и за рубежом. Регулярно проходят авторские концерты педагогов-композиторов. В Финляндии состоялась премьера оперы Бориса Напреева «Тростниковая свирель» (1991), которая затем неоднократно исполнялась там в разных городах (Турку, Йоенсуу, Хельсинки, 1991–2004). В 1998 году в Тампере поставлена его же опера «В лес отправился мышонок». В августе 2008 года на Четвертом международном фестивале балета в г. Савонлина (Финляндия) прошла мировая премьера балета Александра Белобородова «Скала двух лебедей». По инициативе кафедры постоянно организуются различные концерты, среди которых – вечера из произведений финских и скандинавских композиторов, цикл концертов «Панорама музыки ХХ века». Все концерты сопровождаются вступительными словами и комментариями музыковедов – педагогов и студентов. Кроме того, педагоги публикуют рецензии в прессе, интернете, выступают на радио и телевидении.