Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова
Кафедра истории музыки
30 октября 2014 года в 15.00, ауд. 309
Круглый стол, посвященный Году культуры в России «Музыка в пространстве культуры»
(к 130-летию со дня рождения академика Б.В. Асафьева)
1. Вера Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Основы государственной культурной политики. О проекте федерального закона "О культуре в Российской Федерации"
В докладе обосновывается необходимость разработки нового закона, формулируется его основная идея, цели и новизна законопроекта.
2. Любовь Купец, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Клод Дебюсси глазами Бориса Асафьева (историографическая реплика)
Автор доклада предлагает увлекательное музыкально-историческое расследование на тему: почему Асафьев не писал о Дебюсси. В рамках рецептивной методологии высказывается гипотеза о сознательном избегании Асафьевым этой композиторской фигуры в собственных публичных текстах по причинам историко-культурного, идеологического и субъективного характера.
3. Екатерина Ногина, аспирантка кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Стиль научных работ Б.В. Асафьева
Доклад посвящен проблеме стилистики научных работ Б.В. Асафьева - ведущего советского музыковеда, ученого, публициста, композитора. В 1920-30 гг. в нашей стране происходит становление новой гуманитарной науки – советского музыковедения, одним из основателей которой становится Асафьев. Его тексты носят синтетический характер и содержат черты научного, художественного, публицистического стилей. Наличие определенной социальной установки в ряде работ Асафьева свидетельствует о его участии в процессе формирования нового советского типа музыканта и слушателя.
4. Вера Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Теория музыкально-исторического процесса Бориса Владимировича Асафьева
Асафьев был в числе тех молодых музыкантов (В.В. Щербачев, Ю.Н. Тюлин, Х.С. Кушнарев, П.Б. Рязанов), кто осуществлял радикальную перестройку музыкального образования в Ленинградской консерватории в 1920-е годы. С его именем связано создание музыковедческого (научно-музыкального) отделения. В 1926 (возможно, ранее, в 1925) году Асафьев составил проект учебного плана научно-музыкального отделения Ленинградской консерватории. Еще ранее, в 1924 году он написал статью «Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания» (1924), в которой изложил основные положения своей теории. Статья Асафьева была опубликована Российским институтом истории искусств только в 2012 году с предисловием А.Л. Порфирьевой и с ее комментариями. Очевидно, что причиной, побудившей Асафьева написать статью, а затем взяться за реформу музыкального образования, была, по его мнению: «коренная разница умственной культуры университета и горделиво-замкнувшейся в своей художественно-профессиональной броне консерватории».
5. Антонина Максимова, преподаватель, аспирантка кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Борис Асафьев и Владимир Дукельский: невоплощенная идея преобразования массовой музыкальной культуры в СССР
Владимир Дукельский и Борис Асафьев встретились в Париже в 1929 году. К этому времени Дукельский, эмигрировавший из России (1919), посетил США, где познакомился с Дж. Гершвиным и через него вошел в круг представителей нью-йоркской музыкальной индустрии, а в 1925 году дебютировал в лондонском мюзик-холле под псевдонимом Вернон Дюк. Знакомство молодого композитора с «прославленным русским критиком и музыковедом» (так Дукельский назвал Асафьева в мемуарах) устроил Прокофьев – близкий друг Дукельского с момента его приезда в Париж и начала работы над балетом «Зефир и Флора» (поставлен в Русских балетах Дягилева в 1925 году). Ориентируясь на русские корни Дукельского, свободное владение им английским языком, поэтическое дарование и опыт сотрудничества с Гершвиным, Асафьев, будучи ключевой фигурой в формировании репертуарной политики ведущих ленинградских музыкальных театров, рассматривал данное знакомство как возможность «поспособствовать реконструкции всего нашего [т.е. советского – А.М.] производства легкой музыки». В докладе рассматривается история знакомства Асафьева и Дукельского и анализируются возможные причины, по которым их сотрудничество не состоялось.
6. Ольга Денисова, магистрант кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
«Истаивание» стиля модерн: «Блудный сын» С. Прокофьева
Одноактный балет «Блудный сын» Сергея Прокофьева был написан в 1928 году, когда композитор жил в Париже. В основу либретто балета положена библейская притча из Евангелия от Луки. В балете передана драма человека, который покинул свой дом, был обманут в своих надеждах, а затем раскаялся в своем поступке. В балете есть небиблейский персонаж – Красавица, олицетворяющая красоту как характерный признак стиля модерн. Другой признак стиля модерн – мотив юности также представлен в балете в образах сыновей. В балете Прокофьева «Блудный сын» стиль модерн «истаивает», уступая место новым стилистическим исканиям композитора.
|
|
|
|
|
|
|
|
|