Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова
Кафедра истории музыки
23 октября 2014 года в 15.00, ауд. 309
Круглый стол «Первая мировая война и судьбы музыкантов»
1. Валентина Малышева, студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова
Исторические и музыкальные эпизоды Первой мировой войны: русские в Париже
В докладе рассматриваются ключевые эпизоды из жизни французской столицы в период Первой мировой войны. Особое внимание уделяется вопросу взаимоотношений Франции и России в военное время. В первом разделе доклада сообщается о положении Франции в годы войны, о поворотных моментах боевых действий на ее территории. Во втором разделе описываются малоизвестные факты из истории русского экспедиционного корпуса, сыгравшего значительную роль в судьбе французской республики. В третьем воссоздается картина музыкальной жизни Парижа в военный период, в которой важное место занимало русское искусство и преимущественно «Русский балет» Сергея Дягилева.
2. Любовь Купец, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова
Клод Дебюсси о музыке и политике (по материалам писем 1914-1918 гг.)
Автор доклада анализирует политические взгляды К. Дебюсси, впервые заявленные им с начала Первой мировой войны и которые можно причислить к либеральным. Но после 1915 года эти взгляды трансформируются в более консервативное русло, что демонстрирует усиление националистической направленности в его приватных высказываниях. Наиболее явственно такие взгляды были декларированы Дебюсси в письме к И.Ф. Стравинскому «с призывом «быть великим Русским художником» (24 октября 2015 г). Это подтверждает и заявленное стилистическое кредо позднего творчества Дебюсси: ориентация на стиль Рамо и Куперена как «истинно французский». Патриотическая и национально-историческая приверженность прослеживается в запланированных и реализованные музыкальные проектах композитора: например, вторая пьеса сюиты для двух фортепиано «Черное и белое» посвященная кузену его издателя Ж. Дюрана (убитого на фронте в марте 2015 г.), или «Ода Франции» на слова Л. Лалуа (где центральным образом должна была стать Жанна д'Арк как символ страны), или же инструментальные сонаты (скрипичная и виолончельная, для гобоя, валторны и клавесина).
3. Татьяна Спивакова, доцент по кафедре общего фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова
Русские музыканты и Первая мировая (фрагменты звуковой летописи)
В выступлении представлены фрагменты музыкальной жизни России в период Первой мировой войны. В качестве примеров предложены сочинения А. Глазунова и А. Вертинского. Произведения Вертинского исполняют Ольга Ронинсон (вокал) иТатьяна Спивакова (фортепиано).
4. Антонина Максимова, преподаватель, аспирантка кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова
Первая мировая война в мемуарах Владимира Дукельского
С 1914 года Владимир Дукельский (1903—1969) наблюдал военные, а затем и революционные события, развернувшиеся в России. Начало Первой мировой войны застало композитора на Рижском Берегу, вынудив его прервать семейный отдых. В англоязычных мемуарах Passport to Paris (1955) Дукельский вспоминал, как менялись настроения населения Киева, рассказывал об установлении «нового порядка» в консерватории, воспитанником которой он являлся. Творчество композитора периода войны отражает царившее вокруг смятение: увлечение Дебюсси и Скрябиным, участие в сочинении большевистской коллективной оперы, написание эгофутуристических стихов и песен на стихи поэтов Серебряного века. Нестабильность, сопровождавшая период личностного и профессионального становления Дукельского, повлияла как на характер и эстетические взгляды композитора, так и на его дальнейшую судьбу. В 1919 году вместе с семьей Дукельский уехал из Киева, а в 1920-м – вместе с потоком эмигрантов навсегда покинул Россию.
5. Надежда Кашеварова, студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова
Эхо войны в пятой симфонии Карла Нильсена
Пятая симфония Карла Нильсена относится к последнему, самому плодотворному периоду творчества композитора (1921-1931). Кроме Пятой симфонии в этот период им были написаны такие крупные сочинения как Духовой квинтет, Концерты для флейты и кларнета с оркестром, Шестая симфония. Также в этот период композитор работал над книгами «Мое детство на Фюне» и критическими статьями, вошедшими в сборник «Живая музыка». Пятая симфония написана после окончания Первой мировой войны, но отражает потрясения, пережитые Нильсеном в те страшные годы.
6. Вера Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Человек трагический (Арнольд Шёнберг в зеркале своих писем 1910-х – начала 1920-х годов)
В докладе с помощью техники коллажа показано трагическое мироощущение Шёнберга в период до и после Первой мировой войны. Цитаты из писем разным адресатам соединены краткими авторскими скрепами, не заглушающими голос самого композитора.
|
|
|
|
|