Круглый стол "Первая мировая война и судьбы музыкантов"

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова
Кафедра истории музыки
23 октября 2014 года  в 15.00, ауд. 309

Круглый стол «Первая мировая война и судьбы музыкантов»

1.  Валентина Малышева, студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Исторические и музыкальные эпизоды Первой мировой войны: русские в Париже

В докладе рассматриваются ключевые эпизоды из жизни французской столицы в период Первой мировой войны. Особое внимание уделяется вопросу взаимоотношений Франции и России в военное время. В первом разделе доклада сообщается о положении Франции в годы войны, о поворотных моментах боевых действий на ее территории. Во втором разделе описываются малоизвестные факты из истории русского экспедиционного корпуса, сыгравшего значительную роль в судьбе французской республики. В третьем воссоздается картина музыкальной жизни Парижа в военный период, в которой важное место занимало русское искусство и преимущественно «Русский балет» Сергея Дягилева.

2. Любовь  Купецкандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Клод Дебюсси о музыке и политике (по материалам писем 1914-1918 гг.)

Автор доклада анализирует политические взгляды К. Дебюсси, впервые заявленные им с начала Первой мировой войны и которые можно причислить к либеральным. Но после 1915 года эти взгляды трансформируются в более консервативное русло, что демонстрирует усиление националистической направленности в его приватных высказываниях. Наиболее явственно такие взгляды были декларированы Дебюсси в письме к И.Ф. Стравинскому «с призывом «быть великим Русским художником» (24 октября 2015 г). Это подтверждает и заявленное стилистическое кредо позднего творчества Дебюсси: ориентация на стиль Рамо и Куперена как «истинно французский». Патриотическая и национально-историческая приверженность прослеживается в запланированных и реализованные музыкальные проектах композитора: например, вторая пьеса сюиты для двух фортепиано «Черное и белое»  посвященная кузену его издателя Ж. Дюрана (убитого на фронте в марте 2015 г.),  или «Ода Франции» на слова Л. Лалуа (где центральным образом должна была стать Жанна д'Арк как символ страны), или же инструментальные сонаты (скрипичная и виолончельная, для гобоя, валторны и клавесина).

3. Татьяна Спивакова, доцент по кафедре общего фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Русские музыканты и Первая мировая (фрагменты звуковой летописи)

В выступлении представлены фрагменты музыкальной жизни России в период Первой мировой войны. В качестве примеров предложены сочинения А. Глазунова и А. Вертинского. Произведения Вертинского исполняют Ольга Ронинсон (вокал) иТатьяна Спивакова (фортепиано).

4. Антонина Максимова, преподаватель, аспирантка кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Первая мировая война в мемуарах Владимира Дукельского

С 1914 года Владимир Дукельский (1903—1969) наблюдал военные, а затем и революционные события, развернувшиеся в России. Начало Первой мировой войны застало композитора на Рижском Берегу, вынудив его прервать семейный отдых. В англоязычных  мемуарах Passport to Paris (1955) Дукельский вспоминал, как менялись настроения населения Киева, рассказывал об установлении «нового порядка» в консерватории, воспитанником которой он являлся. Творчество композитора периода войны отражает царившее вокруг смятение: увлечение Дебюсси и Скрябиным, участие в сочинении большевистской коллективной оперы, написание эгофутуристических стихов и песен на стихи поэтов Серебряного века. Нестабильность, сопровождавшая период личностного и профессионального становления Дукельского, повлияла как на характер и эстетические взгляды композитора, так и на его дальнейшую судьбу. В 1919 году вместе с семьей Дукельский уехал из Киева, а в 1920-м – вместе с потоком эмигрантов навсегда покинул Россию.

5. Надежда Кашеварова, студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Эхо войны в пятой симфонии Карла Нильсена

Пятая симфония Карла Нильсена относится к последнему, самому плодотворному периоду творчества композитора (1921-1931). Кроме Пятой симфонии в этот период им были написаны такие крупные сочинения как Духовой квинтет, Концерты для флейты и кларнета с оркестром, Шестая симфония. Также в этот период композитор работал над книгами «Мое детство на Фюне» и критическими статьями, вошедшими в сборник «Живая музыка». Пятая симфония написана после окончания Первой мировой войны, но отражает потрясения, пережитые Нильсеном в те страшные годы.

6. Вера Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая  кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

Человек трагический (Арнольд Шёнберг в зеркале своих писем 1910-х – начала 1920-х годов)

В докладе с помощью техники коллажа показано трагическое мироощущение Шёнберга в период до и после Первой мировой войны. Цитаты из писем разным адресатам соединены краткими авторскими скрепами, не заглушающими голос самого композитора.

 


Н.Кашеварова
.


Ноты, изданные в годы Первой мировой войны
(личная коллекция Т.Спиваковой)


О.Ронинсон (вокал), Т. Спивакова (фортепиано)


Л.Купец/


Участники и слушатели круглого стола

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.