"Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах"

Международный музыковедческий симпозиум "Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах" прошел в Петрозаводске с 1 по 7 сентября 2011 года  и был организован Петрозаводской государственной консерваторией им. А.К.Глазунова совместно с Международным музыковедческим обществом (IMS) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Это первый совместный проект Петрозаводской консерватории и Международного музыковедческого общества – The International Musicological Society (IMS), основанного в 1927 году в г. Базель (Швейцария). Оно является участником Международного совета философии и гуманитарных наук, организации внутри ЮНЕСКО. Его цель – продвижение музыковедческих исследований на основе международного сотрудничества. Членство в IMS открыто для всех интересующихся музыковедческими исследованиями лиц и институтов, библиотек и организаций.

В конференции приняли участие более 50 ученых из России, Австрии, Бельгии, Германии, Финляндии, Швейцарии, Великобритании, Португалии, Болгарии, Украины, Литвы, Греции, США, ОАЭ, в том числе такие авторитетные зарубежные специалисты по русской музыке, в частности творчеству С.Прокофьева, Д.Шостаковича, И.Стравинского, как – Лорел Фэй (Издательство Schirmer, Нью-Йорк, США) Саймон Моррисон (Принстонский университет, США) Марина Фролова-Уокер (Кембриджский университет, Великобритания), Доротея Редепеннинг (Гейдельбергский университет, Германия).

Специальный гость симпозиума – Ирина Антоновна Шостакович, вице-президент Международной ассоциации Дмитрия Шостаковича, вдова великого композитора. 

Основные тематические направления симпозиума:

• Музыкальная культура финно-угорского мира
• Актуальные вопросы этномузыкологии
• Локальные традиции народов Карелии и межэтнические связи
• Охрана, сохранение, трансляция нематериального культурного наследия Республики Карелия
• Профессиональное музыкальное искусство Карелии: прошлое и настоящее
• Музыкальное образование в Карелии
• Музыкальная нордистика на современном этапе
• Композиторские школы стран Северной Европы: от рождения до современности
• Внутрискандинавские музыкальные связи
• Европейские художественные направления в странах Северной Европы: специфика отражений

В рамках симпозиума  работали исследовательские группы (study groups) IMS: 

«Шостакович и его эпоха», председатели к. иск. Ольга Георгиевна Дигонская, ст. науч. сотрудник ГЦММК им. Глинки, Главный архивист Архива Д.Д.Шостаковича, Москва и д-р Полин Фэрклоф, ст. преподаватель, Университет Бристоля, Великобритания;
«Стравинский: между Востоком и Западом», председатели к. иск. Наталия Александровна Брагинская, доцент, зав. кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (nb-sky@yandex.ru) и д-р Валери Дюфур, профессор Брюссельского Свободного университета, Бельгия (vdufour@ulb.ac.be).
В рамках симпозиума прошла презентация новой исследовательской группы IMS «Маргиналы музыки XX века», цель которой - обратить внимание исследователей на оригинальных и в своём роде выдающихся мастеров, которые по разным причинам оказались вне магистральных путей музыкально-исторического процесса. Организаторы исследовательской группы «Маргиналы музыки XX века»: д. иск. Левон Оганесович Акопян, вед. науч. сотрудник Государственного института искусствознания, Москва и Лидия Олеговна Адэр, ст. науч. сотрудник Мемориального музея-квартиры Н.А.Римского-Корсакова, Санкт-Петербург.

По итогам работы симпозиума опубликован сборник докладов  участников симпозиума "Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах", разделы сборника и тематика статей связаны как с изучением Севера в музыкальных культурах, так и исследованием феноменов музыки XX века: творчества малоизвестных композиторов, а также корифеев эпохи - И.Ф.Стравинского и Д.Д. Шостаковича.  Авторами работ являются известные и авторитетные ученые из России, Украины, Литвы, Болгарии, Бельгии, Германии, Франции, Анаглии и Америки.Издание предназначено специалистам в области музыкального искусства, а также читателям, интересующимся историей искусства.