При приеме на обучение иностранных граждан
по договорам об оказании платных образовательных услуг 
53.03.02 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(ФЛЕЙТА, ГОБОЙ, КЛАРНЕТ, ФАГОТ, САКСОФОН,
ВАЛТОРНА, ТРУБА, ТРОМБОН, ТУБА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Флейта
Поступающий должен:

  • исполнить два этюда подвижного и кантиленного характера (Э. Келлер, Н. Платонов, Ю. Ягудин);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или вариации и пьесу с фортепиано (И.С. Бах Соната № 4; Г.Ф. Гендель Сонаты № 5, 7; концерты Й. Гайдна, В. Моцарта; В. Цыбин Концертные аллегро № 1, 2, 3; Р. Глиэр Мелодия, Вальс; Н. Раков Три пьесы);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Гобой
Поступающий должен:

  • исполнить два этюда подвижного и кантиленного характера (Видеман, Ферлинг, Люфт, Назаров);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или 2 пьесы с фортепиано (концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта; Г.Ф. Гендель Соната № 1, 2; И. Шишков Этюд, Элегия; М. Парцхаладзе Песня, Танец; Р. Глиэр Песня без слов; С. Рахманинов Вокализ);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Кларнет
Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Розанов, Штарк, Берман);
  • исполнить произведение крупной формы (Н. Римский-Корсаков Концерт, К. Вебер Концертино, Концерт, Вариации,) и пьесу с фортепиано (А. Комаровский Импровизация; С. Василенко Восточный танец; А. Гедике Этюд; И.С. Бах Адажио; П. Чайковский Песня без слов, Романс; З. Компанеец Башкирский напев и пляска);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Фагот
Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Вайсенборн, Богданов);
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или вариаций и пьесу в сопровождении фортепиано (В. Моцарт Концерт; К. Вебер Концерт, А. Баланчивадзе Концертино; Б. Дварионас Тема с вариациями; Й. Гайдн Анданте; Р. Глиэр Экспромт и Юмореска; П. Чайковский Ноктюрн, Полька);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Саксофон
Поступающий должен:

  • исполнить один этюд наизусть и четыре разнохарактерных этюда по нотам (М. Мюль, В. Иванов, А. Ривчун, Г. Лакур, Ф. Ферлинг, Э. Клозе, Ж.М. Лондейкс, Л. Михайлов);
  • исполнить наизусть одно произведение крупной формы и две разнохарактерные пьесы (А. Глазунов Концерт, П. Крестон Соната, Д. Мийо Сюита «Скарамуш»; А. Бюссе Астурия, Ж. Демерссман Фантазия, И.С. Бах Прелюдия из сюиты для виолончели соло №1);
  • играть во всех тональностях разными штрихами гаммы, арпеджио, арпеджио с обращениями, доминантсептаккорд, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд, уменьшенный септаккорд с обращениями, используя весь диапазон инструмента.

Валторна
Поступающий должен:

  • исполнить два этюда разного характера: на кантилену и технику;
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Р.Штрауса, Р. Глиэра, К. Матиса, А. Розетти; Г.Ф. Гендель Соната № 4; А. Корелли Соната № 2; Л. Бетховен Соната; Р. Глиэр Экспромт, Ноктюрн, Интермеццо и Юмореска; А. Глазунов Мечты; П. Чайковский Ноктюрн, Осенняя песня);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Труба
Поступающий должен:

  • исполнить два этюда разного характера: на кантилену и технику (Арбан, Баласанян, Брандт);
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (Т. Альбинони, О. Бёме, Г.Ф. Гендель, Дж. Тартини, Г.Ф. Телеман, Й. Гайдн, А. Арутюнян, В. Пескин, В. Щёлоков; Г.Ф. Гендель Соната № 6; А. Гедике Концертный этюд; С. Рахманинов Весенние воды; Н. Раков Рондо, Вокализ, Тарантелла; Д. Шостакович Романс);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмента.

Тромбон
Поступающий должен:

  • исполнить два различных по технике этюда из «Школы» В. Блажевича;
  • исполнить I или II и III части сонаты или концерта, или развернутую пьесу (В. Блажевич Концерт; Ф. Давид Концертино; А. Марчелло Соната; Н. Платонов Концерт; Н. Римский-Корсаков Концерт; С. Рахманинов Прелюдия; К. Сен-Санс Каватина);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Туба
Поступающий должен:

  • исполнить два разнохарактерных этюда (Г. Бардони, В. Блажевич);
  • исполнить часть сонаты или концерта, или развернутую пьесу (А. Лебедев Концерт, А. Марчелло Соната, К. Сен-Санс Концертная пьеса, Ж. Бара Интродукция и Танец, А. Капуцци Анданте и Рондо);
  • показать владение всеми видами гамм, играть арпеджио по трезвучию, доминантсептаккорду, уменьшенному септаккорду во всех тональностях и разными штрихами, используя весь диапазон инструмент.

Ударные инструменты

Малый барабан
Поступающий должен:

  • исполнить тремоло в динамических комбинациях, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;
  • исполнить этюд, например: В. Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь использовать различные нюансы.

Литавры
Поступающий должен:

  • исполнить одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;
  • исполнить тремоло в различных нюансах;
  • исполнить ритмический этюд, например: В. Осадчук Ритмические этюды;
  • прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

Ксилофон и маримба
Поступающий должен:

  • исполнить гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе тремоло;
  • исполнить этюд наизусть, например: Н. Платонов 30 этюдов для флейты; К. Купинский Школа игры на ксилофоне;
  • исполнить одну-две части сонаты или концерта, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано (И.С. Бах Концерт для скрипки Ми мажор; А. Лобковский Концертная пьеса для ксилофона; В. Моцарт Концерт для скрипки «Аделаида»; П. Чайковский Русский танец);
  • прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

СОЛЬФЕДЖИО, ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
 

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.
Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант в форме периода протяженностью 8 тактов, содержащий альтерацию и модуляцию в тональность I степени родства. Время выполнения – 25 минут, количество проигрываний – 8;
  • петь и определять на слух все виды гамм, диатонических ладов, мажорную и минорную пентатонику;
  • петь и определять на слух простые и составные интервалы, все виды трезвучий с обращениями;
  • петь с листа одноголосные примеры, включающие отклонения и модуляции в родственные тональности;
  • выполнить письменное задание, которое включает:

-    построение от заданного звука гамм (мажорных, минорных трех видов, хроматических, а также ладов народной музыки);
-    определение характерных интервалов и разрешение их в тональности;
-    построение от заданного звука интервалов (диатонических и хроматических) и определение их в тональности;
-    построение аккордов (трезвучий, включая увеличенные и уменьшенные, септаккордов V и VII ступени с обращениями и разрешениями, а также аккордовой последовательности в тональности);
-    транспонирование одноголосной мелодии;
-    группировка длительностей в простых и сложных размерах.

Время выполнения ‒ 1 час 30 мин.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Проводится в специально отведенный день.
Испытание включает:

  • тестирование – базовый уровень A2;
  • краткий рассказ поступающего о выборе профессии;
  • собеседование на повседневные темы.

Тренировочный тест по русскому языку (A2) 

Книги для подготовки к экзамену по русскому языку

Тренировочный тест по сольфеджио