25 апреля 2019 года в 20.00 в Большом зале консерватории (ул. Ленинградская, 16) будет представлен проект «Музыка Страстной седмицы».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Кантата «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» (Плачи, стенания, тревоги, трепет) BWV 12
Чакона из Партиты №2 ре минор для скрипки соло
Арво Пярт
Stabat Mater
Исполнители:
Вокальная группа Академического хора консерватории (руководитель – Евгения Дыга)
Молодёжный камерный оркестр Республики Карелия (руководитель – Николай Котов)
Творческое объединение ORPHEUS
Екатерина Исаева скрипка
Любовь Вараксина орган
Ольга Грудинина сопрано
Алина Зайцева альт
Владимир Горбунов тенор
Андрей Господарёв бас
Мария Гаврилова гобой
Игорь Вараксин труба
Хормейстер – Евгения Дыга
Руководитель проекта и дирижёр – Андрей Дикоев
Вход свободный со стороны учебного корпуса
12+
Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова продолжает творческий проект МУЗЫКА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ, посвящённый тематике страстной недели и пасхальных торжеств.
В первом концерте цикла, с большим успехом прошедшем в апреле 2017 года, вниманию слушателей были представлены духовные сочинения выдающихся композиторов – немецкого композитора добаховской эпохи Генриха Шютца и партита отечественного композитора Софии Губайдулиной написаны по мотивам канонического евангельского сюжета о последних семи словах Иисуса Христа, произнесённых им на кресте.
Программа концерта 2019 года составлена из произведений Иоганна Себастьяна Баха и Арво Пярта.
Кантата WEINEN, KLAGEN, SORGEN, ZAGEN BWV12 относится к Веймарскому периоду творчества Баха.
Кантата написана на либретто, предположительно принадлежащие перу Соломона Франка – талантливейшего поэта своей эпохи, с которым Бах познакомился в период жизни в Веймаре и которого считают едва ли не лучшим поэтом, с которым Баху приходилось работать.
Кантата была впервые исполнена 12 апреля 1714 года. В рукописи она обозначена не как «кантата», а как «кончерто», с перечислением состава инструментов.
Кантата написана на воскресенье Jubilate, т.е. третье воскресенье после Пасхи, предполагающее конкретное чтение Первого послания апостола Петра, а именно второй главы, с 11 по 20 стихи. Данный текст напрямую связан с фрагментом прощальной беседы Христа со своими учениками из Евангелия Иоанна, 16-я глава, стихи с 16 по 23 - «…Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете…». В связи с этим либретто кантаты очень тесно связано именно с этим церковным поводом. Тематика кантаты - соотношение горя и страданий, которые сопровождают путь христианина в этом несовершенном мире, и того утешения, которое дает ему присутствие в его жизни Бога, и той радости, которую он чает получить на небесах.
Выдающийся современный композитор Арво Пярт родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России.
Пярт пишет свои пьесы в новой изобретенной им технике «тинтиннабули» (от лат. «колокольчики»). К числу первых сочинений в этой технике — Fur Alina для фортепиано и Trivium для органа. За этими пьесами в 1977—78 годах следует целая серия сочинений: Fratres, Cantus in memoriam Benjamin Britten, Tabula rasa, Arbos, Summa и Peegel peeglis (эст. «Зеркало в зеркале»).
Сегодня Пярт пишет почти исключительно духовную музыку (предназначенную, впрочем, для концертного исполнения). Между 1980 и 1990 годами им написано большое количество сочинений на традиционные католические тексты: Страсти по Иоанну, Te Deum, Stabat Mater, Magnificat, Miserere, Берлинская месса, Блаженства. Влияние католической традиции сказывается в использовании композитором органа и оркестра, наряду с хором и ансамблем солистов.
С начала 90-х в творчестве Пярта становится все более ощутимым влияние православного церковного пения и православной духовной традиции. В эти годы он пишет целый ряд сочинений на православные тексты, главным образом для хора а капелла, в том числе Канон покаянен и Триодион. Инструментальные произведения этого периода, такие как «Песнь Силуана» для струнного оркестра, также отмечены глубоким влиянием Православия.
О некоторых участниках проекта:
Молодёжный камерный оркестр Карелии – коллектив, созданный на основе камерного оркестра Петрозаводского музыкального колледжа. Руководит оркестром молодой композитор, преподаватель колледжа при Петрозаводской консерватории Николай Сергеевич Котов. Важной чертой коллектива является привлечение в состав оркестра молодых музыкантов города и Карелии различного статуса и возраста – от музыкальных школ до консерватории. Коллектив неоднократно выступал в Карелии и за рубежом, участвовал в образовательных и творческих проектах различной сложности.
Андрей Викторович Дикоев – доцент Петрозаводской консерватории, баянист, дирижёр, автор и руководитель множества творческих проектов консерватории. Почётный работник культуры Республики Коми, Лауреат премии Правительства Коми в области культуры и искусства, лауреат международных конкурсов.
Екатерина Александровна Исаева – лауреат международных конкурсов, преподаватель консерватории, концертмейстер симфонического оркестра Карельской государственной филармонии.