Музыковед
Кандидат искусствоведения (1970)
Доцент (1975)
Заслуженный деятель искусств КАССР (1988)
Член Союза композиторов (с 1972)
Биография
После окончания теоретико-композиторского факультета Ташкентской консерватории (1959) работала научным сотрудником в Институте искусствознания им. Хамзы АН УзССР. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальные инструменты Узбекистана и закономерности мелодики узбекской народной инструментальной музыки» (1969). С 1964 г. преподавала в Новосибирской консерватории, с 1970 г. работала на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Участвовала в музыкальных радио- и телепередачах, выступала со вступительными словами в концертах. Область научных интересов исследователя разнообразна, включала изучение закономерностей лада и гармонии в музыке ХХ века, анализ творчества композиторов Карелии, Скандинавии, Финляндии, Восточной Европы и многое другое. О. А. Бочкарёва является автором-составителем справочных изданий «Композиторы Карелии» (1975), «Композиторы и музыковеды Карелии» (1987).
Ученики
Дипломные работы, выполненные под руководством О.А.Бочкаревой
1973
Воронкова Р.К. Музыкальные образы в опере «Питер Граймс» Б. Бриттена
Тимонен Т.Н. О гармонии оперы С. Слонимского "Виринея"
Турская И.А. Формы проявления монологического принципа в фортепианных сонатах Метнера
1974
Маршинина Т.А. Вариационные циклы А.К.Глазунова
1975
Димова Т.Д. Некоторые особенности гармонии и формы «Прелюдий» для фортепиано Дебюсси
Хайновская Н.Н. К вопросу о форме «Этюдов-картин» С.В.Рахманинова
Чмыхова Е. Некоторые наблюдения над поздними сочинениями И.Ф.Стравинского
Янковская Н.В. Балет Б.И.Тищенко «Двенадцать». Некоторые особенности.
1976
Давыдова Т.А. О драматургии и формообразовании во второй симфонии Бориса Чайковского
1977
Петрова Т.С. некоторые наблюдения над мелодикой оперы Д.Шостаковича «Нос»
Прокуденко Н.И. Некоторые композиционные и драматургические особенности второй сонаты для скрипки и фортепиано А.Шнитке
Шешукова Л. Неоклассицизм в творчестве Мориса Равела на примере камерных вокальных сочинений
1978
Бернштейн И. Наблюдения над стилем И. Брамса на примере его фортепианных квартетов
Коротанова Л.О. О гармонии балета И.Ф.Стравинского «Жар-птица»
1979
Горная И.Н. Наблюдения над формообразованием в «Весне священной» И.Ф. Стравинского
Прошкина Г. О комическом в «Опере о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова
1980
Королева Н.В. О тематизме и композиции скрипичных сонат С.С.Прокофьева (на примере частей, написанных в сонатной форме)
Мешкова Л.А. К вопросу о драматургической концепции в камерных инструментальных сонатах Шостаковича
1981
Крупачева Т.А. О ритме прелюдий Оливье Мессиана
1982
Лебедева Н.В. О некоторых особенностях формообразования в фортепианных концертах А.Эшпая
Мерцалова И.В. Виолончельная соната А.Шнитке как этап творческой эволюции композитора
Петренко А.А. Вариационные циклы Брамса (о некоторых закономерностях внутренней организации)
1983
Борисова Т.Л. Некоторые вопросы музыкального языка камерно-инструментальных произведений Б.Кутавичюса
1984
Берзина Н.А. О циклической форме в пятнадцатой симфонии Д.Шостаковича
Ермолаева Т.И. О первом скрипичном концерте К.Шимановского (в аспекте мелодики и формообразования)
1985
Белахина С.Д. О программных симфонических произведениях А.К.Глазунова
Бизюкова Л.А. «Дневник исчезнувшего» Яначека и связи его языка и жанра с некоторыми тенденциями музыки ХХ века
Шалагина А.В. Некоторые черты гармонического стиля Макса Регера (на примере квартетов)
1986
Цветкова С.Б. О «Симфонических танцах» С.В.Рахманинова
Шерстнёва О.А. Раннее камерно-вокальное творчество Н.Я.Мясковского (ор. 1, 7, 8-а)
1987
Долгушина М.Г. Некоторые аспекты соотношения музыки и слова в романсах С.И.Танеева
Лосева Е.В. О музыке Р.Пергамента
1989
Кокшарова Е.Л. К вопросу о тональных структурах в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Сурова Н.Л. К вопросу о национальной характерности гармонии Э.Грига
Юзбашева Е.М. Позднее ораториальное творчество Ф.Листа. к вопросу о преломлении традиций барокко
1990
Филиппова Т.Н. 38-й опус Рахманинова и художественный фон России начала ХХ века
Шарова Т.А. Сергей Баневич и его детский музыкальный театр
1991
Васирук И.И. «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» Д.Шостаковича (к проблеме цикла)
Пинтверене Н.В. Из наблюдений над тематизмом симфоний «Serena» и «Гармония мира» П. Хиндемита
1992
Глыбина И.И. Фортепианный квинтет А.Шнитке: музыкальный материал и его преобразования, их смысл
1993
Изгородина В.В. Багатель: к историко-типологической характеристике жанра инструментальной миниатюры
Криницына О.М. К вопросу о теоретико-эстетических взглядах А.В.Финагина (форма, интонация, ритм)
1994
Селиверстова О.И. «Метаморфозы» – балетный триптих М.О.Штейнберга как решение античной темы в русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ века
Фиськова Н.Я. О музыкальном языке балета «Орфей» И Стравинского (на пути от «Персефоны» к «Агону»)
1995
Богданова С.М. «Восемь русских народных песен для оркестра» А.К.Лядова: некоторые черты музыкального языка
1996
Карпун Л.В. Об альтерационных ладообразованиях в музыке Н.Метнера
Мейлюнайте Р.А. Молодой Н.Я.Мясковский: на пути к овладению сонатным циклом (на примере фортепианных сонат № 1 и № 2)
1997
Дронова А.В. О сюжетно-композиционных закономерностях оперы «Электра» Р.Штрауса
Круглякова А.В. О детской музыке Дебюсси и Равеля (ее природе, средствах выразительности)
1998
Ермошевич М. Мир сновидений в музыке (о вокальном цикле «Четыре песни сна» Аулиса Саллинена на слова Пааво Хаавикко)
Суркина А.В. Cantata profana Белы Бартока: к характеристике ладоинтонационной и композиционной структуры
Суханова Е.А. О фортепианном концерте Арнольда Шёнберга: Urstruktur и ее становление
1999
Смирнова А.В. Музыкальный язык раннего Равеля (на примере пьес для фортепиано «Отражения»)
2000
Климец А.М. Об опусе 9 (Шесть багателей для струнного квартета) Антона Веберна
Литюшкина М. «Я прохожу мои пути» (о музыкальной стилистике фортепианных сонат Г.Банщикова)
Миронова А.Г. Эйноюхани Раутаваара: эстетика и творчество. Статьи и материалы (сборник переводов)
2001
Кузнецова О.А. Об оркестрово-тембровой драматургии в Четвертой симфонии Д. Шостаковича
Соколова А.Н. Концерт для флейты с оркестром Карла Нильсена. Аналитический этюд
2002
Окунева Е.Г. Сонатная форма додекафонных сочинений Арнольда Шёнберга
Соловьев И.В. Очерки о музыкальной культуре саами
Научные труды. Издания. Публикации
Книги. Справочные издания:
• Композиторы Карелии: Справочник. Петрозаводск, 1975. 48 с.
• Композиторы и музыковеды Карелии: Справочник. Петрозаводск, 1987. 136 с.
Публикации в научных изданиях:
• К вопросу о мелодике узбекской народной инструментальной музыки // Музыкознание: сб. статей. Вып. 4. Алма-Ата, 1963. С. 15–30.
• О гармонии «Курпевских песен» К. Шимановского // Сб. статей по музыкознанию. Вып.3. Новосибирск, 1969. С. 55–69.
• Тональные планы и тональное родство в 1–6 квартетах Д.Шостаковича // Научно-методические записки. Вып.5. Новосибирск, 1970. С. 244–262.
• О некоторых формах диатоники в современной музыке // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971. С. 221–246.
• О ритмике узбекской народной инструментальной музыки // История и современность: сб. статей. М., 1972. С. 276–298.
• «Жизнь лада» в музыке XX века (Некоторые аспекты в свете идей Б. В. Асафьева о ладообразовании) // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б. В. Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов. Петрозаводск, 1984. С. 43–44.
• Камерно-инструментальные произведения [В. А. Успенского] // В. А. Успенский: Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское творчество. Письма. Ташкент, 1980.
• О камерно-инструментальной музыке композиторов Карелии // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии: тезисы докладов. Петрозаводск, 1982. С. 10–11.
• Советское музыкальное «Сампо» // Punalippu. 1984. № 7 (на фин. яз.).
• «Калевала» в музыкальной классике России и Финляндии // Север. 1985. № 12 (совместно с Э. Н. Патлаенко).
• Творчество композиторов Карелии и «Калевала» // «Калевала» в музыке: сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 6–21.
• О путях претворения «Калевалы» в творчестве композиторов Карелии // «Калевала» – памятник мировой культуры: материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Петрозаводск, 1986. С. 172–175.
• Лядов и художественная культура России его времени (некоторые проблемы) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 51–55.
• К истории русско-финляндских музыкальных контактов // X Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1986. С. 348–349.
• Асафьевские заметки о Лядове как источник для характеристики композитора // Проблемы современного искусствознания в свете идей Б. В. Асафьева. Л., 1987. С. 158–176.
• О трактовке серийности в «Вариациях на один аккорд» Шнитке // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: сб. статей. Петрозаводск,1987. С. 39–43.
• О «Пастушьих песнях» Эдуарда Патлаенко (к проблеме «Композитор и фольклор») // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сб. статей. Петрозаводск, 1987. С. 28–40.
• О некоторых тенденциях развития Карельской музыки в 70-е годы // Музыкальная культура Карелии: сб. статей. Петрозаводск, 1988. С. 93–118.
• Музыкальная интерпретация «Пер Гюнта» Генрика Ибсена // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1989. С. 265–267.
• Из наблюдений над гармонией А.К.Лядова (на примере «Волшебного озера») // Теория, история, психология музыкального искусства: Сб. статей. Петрозаводск, 1990. С. 26–29.
• К интерпретации названия струнного квартета "Voces intimae" Сибелиуса // Финская культура первой половины XX века: Материалы конференции / 1-3 декабря 1989/. Петрозаводск, 1990. С. 74-81.
• Семиотические понятия в анализе музыкальных произведений // Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Петрозаводск, 1990. C. 12–20.
• «Дуэли» Н. Сидельникова в аспекте ритмической организации // Поэтика музыкальной композиции: Сб. трудов. Вып.113. М., 1990. С. 16–31 (совместно с Ю. Г. Коном).
• К проблеме национальной специфики гармонии Эугена Сухоня // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран. Л.,1990. С. 163-189.
• Темы птиц в музыке Сибелиуса, Кокконена, Раутаваары, Салменхаары // XII Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов Ч.2. М., 1993. С. 160–161.
• Об одном гармоническом обороте («вагнеризме») в VII симфонии Сибелиуса // Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы: Сб. статей. Петрозаводск, 1994. С. 59–70.
• Об одном структурном элементе во Втором фортепианном концерте А. К. Глазунова // Donatio Musicologica: сб. статей. Петрозаводск, 1994. С. 117-128.
• К вопросу об орнаментальности и о флуктуации формы в одночастных инструментальных сочинениях Шимановского // Музыка в ряду искусств: Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Петрозаводск, 1994. С. 52–73 (совместно с Ю. Г. Коном).
• Из наблюдений над второй сонатой Шостаковича: о равноинтервальных ладогармонических структурах // Музыка: анализ и эстетика. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1997. С. 53–62.
• Из наблюдений над гармонией в произведениях Селима Палмгрена и Карла Нильсена // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: Сб. научных статей. Петрозаводск. СПб, 1998. С. 94–111.
• Маргиналии как смысловые обертоны в балете «Орфей» Стравинского // Междисциплинарный семинар. 22–23 марта 1998 года: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1998. C. 24–27.
• В поисках утраченной связности: замечания о фонизме в «Лунном Пьеро» А.Шенберга // Междисциплинарный семинар – 2. 27–29 марта 1999 года: тезисы докладов. Петрозаводск, 1999. C. 18–21.
• VII симфония Сибелиуса: замечания о коммуникативной направленности текста // Междисциплинарный семинар – 3. Петрозаводск, 2000. C. 31–33.
• О «Калевальской Песни» Эдуарда Патлаенко // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 8–10.
• Сибелиус и Глазунов: к проблеме стилистики модерна в музыке // Глазуновский сборник: сб. научных материалов. Петрозаводск, 2000. С. 14–28.
• Скандинавский романтизм: о литературном и музыкальном оссианизме // Междисциплинарный семинар – 5. Текст художественный: в поисках утраченного: сб. научных материалов. Вып. 1. Петрозаводск, 2002. C. 109–115.
• Об опусе «Черные розы» Яна Сибелиуса: гармонический оборот как метафора // Междисциплинарный семинар – 5. Текст художественный: в поисках утраченного: сб. научных материалов. Вып. 2. Петрозаводск, 2002. C. 3–6.
• «Метопы» ор.29 и «Мифы» ор.30 К. Шимановского: об орнаментике и поэмности // Петербургская музыкальная полонистика. Вып.2. СПб., 2002. С. 118–126 (совместно с Ю. Г. Коном).