16 декабря 2020 года весь музыкальный мир праздновал 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена. Несмотря на коронавирус, в разных странах и городах были проведены концерты, выставки. Люди всего мира активно делились в социальных сетях своими любимыми произведениями, рассказывали о своем отношении к композитору и первых впечатлений от его музыки. В этот день Академический хор Петрозаводской консерватории принял участие в исполнении Девятой симфонии в Карельской филармонии.
В самой консерватории с 17 по 20 декабря прошла «Неделя Бетховена». В серию мероприятий Недели вошли три концерта и научно-просветительский проект. Из-за сложной ситуации в мире не всегда есть возможность проводить очные концерты или прямые трансляции, поэтому два из трех концертов вышли в формате видеозаписи. В каждый из дней были представлены разные аспекты творчества Бетховена, его фортепианные произведения, камерные, вокальные и симфонические. Кафедры теории музыки и композиции, специального фортепиано, камерного ансамбля, дирижирования смогли проявить себя в одном из направлений в творчестве композитора. Музыка Бетховена разнопланова и универсальна, она на протяжении двух веков остается основой исполнительского репертуара, объектом интереса исследователей и популярной (массовой) культуры.
17 декабря — день фортепианной музыки
Первый концерт «Недели» прозвучал в формате видеозаписи. В нем приняли участие студенты и преподаватели кафедры специального фортепиано. В концерте были представлены разные формы фортепианного творчества Бетховена: Семь багателей в исполнении студентки второго курса Мери Багдасарян, Одиннадцать новых багателей в исполнении ассистента-стажера Валерии Игнатьевой, Вариации на тему Хайбеля в исполнении преподавателя Дмитрия Ершова и Соната № 28 A-dur в исполнении студента пятого курса Ивана Колбашова. Исполнители смогли подчеркнуть многогранность, смелость идей и уникальность Бетховена как фортепианного композитора.
18 декабря – день симфонической музыки
Выступление симфонического оркестра под управлением Алексея Кубышкина – это всегда большое событие и праздник. Концерт прошел в «живом» формате, параллельно велась прямая трансляция на официальной странице группы вКонтакте консерватории.
Музыка прозвучала на эмоциональном подъеме. Оркестр исполнил «Именинную» увертюру, о которой сам Бетховен писал, как о «торжественной музыке на все времена». Композитор точно охарактеризовал музыку: торжество, яркость и солнце присутствовали в каждой ноте.
Также прозвучала Пятая симфония. Она продолжила тему жизни, но уже отражая все трудности пути. Бетховенское кредо «от мрака – к свету» выводит «жизнь» в симфонии к мажору и жизнеутверждающе завершает концерт.
19 декабря – Beethoven-abend: научно-просветительское мероприятие
Вечер Бетховена состоял из двух частей. В первой части были представлены три доклада, подготовленные студентами кафедры теории музыки и композиции. Они затрагивали разные аспекты в творчестве Бетховена. Доклад о вокальном цикле «К далекой возлюбленной» подготовила студентка первого курса Виктория Беловолова, а доклад на тему «Гармония как средство выражения пафоса в музыке Бетховена» представила студентка второго курса Светлана Шишкина. В их выступлениях отразились две контрастные стороны бетховенского мира: тонкому и изящному, как по тематике, так и по музыке, вокальному циклу, демонстрирующему мало знакомые лирические грани творчества Бетховена, противопоставлялись пафос и патетика, с которыми обычно и ассоциируется у нас композитор. Третий доклад подготовила студентка третьего курса Александра Дубова. Он был посвящен Маурисио Кагелю и его фильму «Людвиг ван…». Музыка и фигура Бетховена предстают здесь в современном контексте. Музыка трансформируется Кагелем, композитор вырывает отдельные мотивы, экспериментирует с ними так, словно речь идет об электронной музыке. Фильм-приношение показывает масштаб влияния Бетховена на современный музыкальный мир.
Вторая часть вечера прошла в формате квеста, подготовленного преподавателем кафедры теории музыки и композиции Ольгой Вячеславовной Никифоровой. В игре приняли участие и студенты, и преподаватели. Очень сложно описать азарт, каким были охвачены участники: то, что происходило, нужно попробовать на себе. Однозначно, квест освежил все знания о музыке и жизни Бетховена.
20 декабря - день камерной музыки
Во вступительном слове к концерту кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского класса, которое подготовила студентка первого курса Виктория Беловолова, была отмечена важность вокального жанра в творчестве Бетховена. Именно в вокальной миниатюре композитор выражал свои эмоции с большей непосредственностью и откровенностью. Песня «Аделаида» и вокальный цикл «К далекой возлюбленной» прозвучали в исполнении преподавателя кафедры вокального и театрального искусства Андрея Господарева (баритон), студентки второго курса Мери Багдасарян и студента первого курса (магистратура) Алексия Останина.
Камерное наследие Бетховена очень разнообразно: фортепианные трио, струнные и духовые квинтеты. В концерте позвучали номера из фортепианного трио ор.38 (септет ор.20, переложение автора) в исполнении Сергея Алонсо (кларнет), Иоанна Лапина (виолончель) и Лидии Булгаковой (фортепиано).
Неделя Бетховена смогла затронуть все направления в творчестве композитора – фортепианная музыка, камерная, симфоническая. На мой взгляд, именно так, комплексно, и следует погружаться в его творчество. Бетховен подобен вдохновению – такой же неисчерпаемый и всякий раз заново открываемый.
Что такое 250 лет в масштабах вечности? Неделя коротка, а музыка Бетховена – на века!
Бойкова Вероника
Студентка 2 курса кафедры дирижирования
Дата публикации: 24.12.2020