Свое 55-летие консерватория в городе, основанном Петром Первым в тот же год, что и Санкт-Петербург, планирует отмечать с размахом. Среди намеченных праздничных событий – серия концертов, когда с Симфоническим оркестром приглашены выступить известные артисты. Старт состоялся в День работника культуры, что само по себе символично. Концептуально и то, что среди солистов был ректор Санкт-Петербургской консерватории – ведь Петрозаводская консерватория родилась как филиал Ленинградской, и первые профессора, приехавшие осваивать музыкальную целину в Карелии, были из города на Неве. А сверх всего, вечер открыла мировая премьера нового сочинения известного петербургского композитора, декана Санкт-Петербургской консерватории Сергея Екимова. Он посвятил ее классику русской музыки Александру Глазунову, чье имя гордо носит Петрозаводская консерватория.
Перед началом ведущая Анна Лесонен прочла приветствие композитора, адресованное своим первым слушателям: «Идея создания сочинения принадлежит ректору Петрозаводской консерватории Алексею Кубышкину, который предложил мне именно для этого вечера написать небольшое сочинение-посвящение грядущему юбилею Петрозаводской консерватории.
То, что “вокруг моего опуса” будут звучать гениальный виолончельный концерт Шостаковича и одно из самых романтичных сочинений Сен-Санса – его симфония с солирующим органом, дало импульс выбрать особый состав исполнителей моего сочинения.
Я сразу понял, что это будет броское (поскольку жанр увертюры предполагает яркую недлинную заставку к следующему концерту) полистилистическое сочинение, где будут звучать (иногда одновременно) разные жанры, танцы и музыкальные темы, оркестрованные в стилистике разных эпох. Тут и чембало, и солирующий саксофон, и “рахманиновский” по фактуре рояль, и мощно звучащий на кульминации орган, который, как арка программы, звучит в моей Увертюре и затем солирует во втором отделении.
И, конечно, в сочинении будет “реверанс” в адрес Глазунова, чья бессмертная и узнаваемая тема прозвучит после первой плакатной оркестровой заставки…
Ещё одна дань музыке XX-XXI века – большое количество ударных инструментов. В исполнении заняты десять музыкантов на тринадцати ударных инструментах!»
Композитор специально приехал на премьеру и удостоился искренних оваций за столь яркую, действительно эффектно прозвучавшую партитуру.
Второй виолончельный концерт Шостаковича исполняется гораздо реже Первого, так как считается менее выигрышным для солиста. Однако эта музыка, требующая погружения и рефлексии, была воспринята с вниманием и трепетом – в конце зал и музыканты выдержали долгую паузу, вслушиваясь в отзвуки трагических перипетий. «Для меня это совершенно гениальная музыка, в ней есть прозрения в будущее. Например, перестук ударных в конце – это уже предвосхищение Пятнадцатой симфонии. И это очень страшная музыка, финальный звук у виолончели – это просто обрыв, по сути, смерть героя…», - рассказал в антракте солист Алексей Васильев, заслуженный артист России, профессор, ректор Санкт-Петербургской консерватории.
Оркестр героически справился со всеми каверзами партитуры – ритмическими, исполнительскими – Шостаковича. «Мы благодарим Алексея Николаевича Васильева, что он с таким терпением и вниманием отнесся к ребятам и на концерте помогал им, делая многие сложные места ясными и понятными», – поделился впечатлениями Алексей Кубышкин, ректор Петрозаводской консерватории, возглавляющий Симфонический оркестр.
После пережитого катарсиса Третья симфония Сен-Санса стала своеобразным «паломничеством на остров Киферы», погружением в мир романтических страстей и грез, которые волнуют, но не пугают, так как отдалены от нас большой временной дистанцией. Особенностью этой партитуры является партия солирующего органа: Сен-Санс, будучи профессиональным органистом, сделал так, что инструмент, вступая, парит над оркестром, украшая его то волшебно-нежной мелодией, то громогласным тутти. В качестве солистки выступила доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, органистка и музыкальный критик Евгения Кривицкая. Будучи специалистом в области французского органного репертуара, она смогла воссоздать иллюзию тембров и красок симфонического органа на цифровом электронном инструменте фирмы «Allen».
«За время репетиций консерваторский коллектив сделал огромный рывок и добился очень хорошего качества в Сен-Сансе. Все музыканты играли с большим воодушевлением, с максимальной отдачей – мне было очень приятно участвовать в этом исполнении, кстати, видимо, премьерном для Петрозаводска, – рассказала после концерта Евгения Кривицкая. – Ведь орган появился в городе недавно, установлен в самом лучшем по акустическим параметрам зале Петрозаводской консерватории. И теперь, когда Симфонический оркестр возглавил Алексей Александрович Кубышкин, стало возможно “замахнуться” на такие серьезные и мощные произведения».
Главный юбилейный концерт намечен на 28 октября, перед этим 22 октября будет отмечен День Глазунова. «Глазунов для меня — это бренд нашего вуза, – подчеркнул Кубышкин. – Мы провели международный конкурс имени Глазунова в ноябре 2019 года. В 2020 году прошел Всероссийский открытый интернет-конкурс, посвященный 155-летию композитора, “Глазуновский диктант”, активно внедряем в программы его симфонические сочинения. Считаю, мы должны стать лидерами по исполнению музыки Глазунова».
Вера Романова
Источник: Независимая газета
Дата публикации: 30.03.2022