Музыки финно-угорских народов

Заведующий кафедрой

Купец Любовь Абрамовна  - заведующий кафедрой музыки финно-угорских народов

Преподаватели кафедры

Соловьев Игорь Владимирович - доцент
Косырева Светлана Витальевна - доцент
Николаева Светлана Юрьевна - доцент
Швецова Вера Анатольевна - старший преподаватель
Михайлова Наталья Сергеевна - преподаватель

Кафедра музыки финно-угорских народов теоретико-дирижёрского факультета Петрозаводской консерватории образована в 1993 году (с 1993 по 1997 год – Финно-угорская музыкальная Академия). В настоящее время кафедрой руководит музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза композиторов России, доцент Л. А. Купец.

Кафедра в своём роде уникальна. Это единственная в мире структура образовательного учреждения, где готовят этномузыкологов финно-угроведов. На кафедре проходят обучение студенты разных национальностей, многие из которых являются представителями различных финно-угорских этносов России – карелов, вепсов, коми, удмуртов, ингерманландцев, мордвы, марийцев, хантов, манси. За своё существование кафедра выпустила более 170 высококвалифицированных специалистов в области этномузыкологии/музыкального финно-угроведения. Большинство из них успешно реализуют полученные знания и навыки в качестве научных сотрудников институтов, преподавателей вузов, школ, средних профессиональных учебных заведений, руководителей и артистов творческих коллективов в государственных учреждениях Республики Карелия и других финно-угорских субъектов Российской Федерации. Ряд выпускников кафедры защитили кандидатские диссертации.

Миссия кафедры – создание межрегионального образовательного, научно-исследовательского, методического и творческого комплекса, призванного способствовать возрождению и развитию финно-угорских культур через подготовку кадров национальной художественной и научной элиты – была сформулирована автором идеи создания кафедры, заслуженным деятелем искусств Республики Карелия и РФ профессором В. Л. Калабердой (1946–2014). Инновации учебного процесса заключены, прежде всего, в обучении студентов различных музыкальных специальностей (исполнительских и научных) на основе изучения финно-угорских традиционных музыкальных культур. Кафедра готовит и выпускает специалистов особого типа, сочетающих в своей подготовке два основных направления:

  • научное исследование традиционной музыки архаичного слоя и её современных форм;
  • творческое освоение певческих и инструментальных традиций финно-угорского мира.

В последние годы, сохраняя «финно-угорский акцент», кафедра расширяет географию научных и творческих поисков, включая в учебную деятельность традиции сопредельных, а порой и далеких славянских земель. Успешная работа в избранном ключе позволяет решать весь комплекс учебных, научных и творческих задач. Преподавательский коллектив кафедры включает как штатных сотрудников, так и специалистов, работающих по совместительству.

В разное время кафедрой заведовали: доктор искусствоведения, профессор В. И. Нилова (1993–1994), кандидат искусствоведения, профессор Т. Н. Тимонен (1994–1995), доктор искусствоведения, профессор И. В. Мациевский (1995–1997), профессор В. Л. Калаберда (1997–2014), профессор А. С. Белобородов (2014–2015), доктор искусствоведения, доцент А. Г. Алябьева (2015–2016), кандидат искусствоведения, доцент Т. С. Екименко (2016–2018).

Особая роль в становлении кафедры, выбравшей инновационный путь развития, в определении стратегических перспектив подготовки специалистов, принадлежит главе Российской и Евразийской школы этноорганологии, заведующему сектором инструментоведения Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург), доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Украины и Польши, профессору И. В. Мациевскому. Именно И. В. Мациевский был автором первого, самого развёрнутого учебного плана кафедры (в те годы – Академии). Читая ряд авторских учебных курсов, Игорь Владимирович подготовил множество талантливых учёных-исследователей, этномузыкантов и композиторов. Неоценимый вклад в развитие кафедры внесли заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств Карелии, кандидат искусствоведения, профессор Т. В. Краснопольская (1937–2015), заслуженный деятель искусств Республики Карелия, доктор искусствоведения, профессор Р. Ф. Зелинский (1935–2013). Много лет на кафедре работали известные в России и за рубежом музыканты: композиторы А. С. Белобородов (1948–2016), Г. А. Вавилов, А. Л. Репников (1932–2007), народный мастер традиционных художественных промыслов и ремёсел Республики Карелия Д. А. Дёмин (1967–2020); исследователи: историк и этнограф, кандидат исторических наук К. К. Логинов (1952–2020), этномузыколог И. Б. Семакова.

В разные годы на кафедре преподавали: заслуженный деятель искусств Карелии, музыковед Н. Ю. Гродницкая, кандидат искусствоведения Г. В. Тавлай, музыковед и музыкант-исполнитель И. Н. Смирнова, профессор, заслуженный артист Карелии В. П. Фартушный, заслуженный деятель искусств Карелии С. Я. Стангрит, заслуженная артистка Карелии И. Н. Теппонен, заслуженный работник культуры Республики Карелия А. Фролов, музыковед А. В. Калаберда, музыканты Е. В. Ведайко, Е. С. Таникова, этномузыкологи К. Х. Раутио, Г. М. Карпова, А. А. Войтович, кандидат искусствоведения, этномузыколог Ю. И. Ковыршина, композитор, председатель Союза композиторов Карелии А. В. Сало.

Сегодня на кафедре работают: этномузыкологи С. Ю. Николаева, С. В. Косырева (выпускница кафедры 2002 г.), И. В. Соловьёв (выпускник кафедры 2002 г.), В. А. Швецова (выпускница кафедры 2000 г.), Н. С. Михайлова (выпускница кафедры 2001 г.).

В настоящее время на кафедре ведётся учебная работа по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Этномузыкология», бакалавриат) и 53.04.06. «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Этномузыкология», магистратура). Преподаватели кафедры постоянно трудятся над совершенствованием учебных планов и этнообразовательных программ. В 2011 г. издан второй сборник учебных программ «Этномузыкология» (первый вышел в 1998 г.). Сборник содержит уникальные авторские программы, отражающие национально-региональную специфику.

Педагоги, студенты и аспиранты кафедры ведут активную научно-исследовательскую и творческую деятельность, постоянно участвуя в международных, всероссийских фольклорных фестивалях, различных научных конференциях и стажировках в России и за рубежом, публикуют материалы исследований, в том числе в рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень ВАК. С 2019 года студенты кафедры успешно участвуют в таких крупных научных форумах, как Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» в МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, «Ломоносов-2019», «Ломоносов-2020», «Ломоносов-2021»). Широкое обсуждение актуальных проблем в области этномузыкологии, музыкального финноугроведения, традиционного исполнительского творчества и развития национальных музыкальных культур находит выражение в регулярных научно-практических студенческих конференциях и методологических семинарах кафедры:

  • Всероссийская научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Е.В.Гиппиуса (ноябрь 2003 г.);
  • Всероссийская научная конференция «Музыкальное финно-угроведение. Актуальные проблемы национального музыкального образования», посвященная 10-летию кафедры (апрель 2004 г.);
  • Научно-практическая конференция «Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карел» (апрель 2006 г., г. Олонец);
  • Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Этническая музыка и XXI век» (2007, 2011, 2016, 2018), в которой принимали участие ученые из Карелии, разных регионов России, финно-угорских республик, а также коллеги из консерватории и университета г. Йоэнсуу (Финляндия), этнокультурного центра Juminkeko (г. Кухмо, Финляндия), Академии рунопения (г. Кухмо, Финляндия), Сибелиус-Академии (г. Хельсинки, Финляндия);
  • Научно-практическая конференция «Методы освоения локальных певческих и инструментальных традиций» (октябрь 2012 г.);
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Этническая культура и XXI век» (декабрь 2016 г.)

и др. По итогам конференций изданы сборники материалов.

На кафедре ведётся активная профориентационная работа. С 2020 года проходит Всероссийский фестиваль-конкурс «МузыкаИскусствоФольклор» («МИФ-2020», «МИФ-2021»). Силами преподавателей налажено взаимодействие с учебными заведениями и соответствующими ведомствами Карелии, России, Финляндии в проведении научно-практических конференций, семинаров, фестивалей. Кафедра дорожит творческими контактами с Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Государственным историко-архитектурным музеем «Кижи», Национальным ансамблем песни и танца Карелии «Кантеле», Центром народного творчества и культурных инициатив Республики Карелия, Национальной школой искусств им. В. Л. Калаберды, Детской школой искусств им. М. А.Балакирева.

Благодаря усилиям сотрудников кафедры ведётся проектная деятельность (проекты: «Создание лаборатории традиционной музыки и системных исследований этнических музыкальных культур на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории», РГНФ (2011, проект № 10-04-10104-б), «Музыкальная традиция саамов Кольского полуострова», РГНФ (2013, проект № 12-14-10600-е) и др.).

Успешная творческая деятельность студентов во время обучения в консерватории является неотъемлемой частью их профессионального формирования. Свой творческий потенциал студенты реализуют, участвуя в различных творческих проектах, как российских, так и зарубежных (Финляндия – 2009, 2010, 2011, 2012; Эстония – 2007, 2016; Норвегия – 2018, 2019). Школой мастерства для них является фольклорный ансамбль «Истоки» (руководитель – С. Ю. Николаева). Ансамбль, образованный в 1995 г., широко известен в России и далеко за её пределами, неоднократно представлял Карелию на фольклорных фестивалях в России и за рубежом, является обладателем званий Лауреата международных и всероссийских фестивалей-конкурсов:  «Кихаус» (Финляндия, 1999 г.), Фестиваль студентов Северных стран (Архангельск, 1999 г.), Международный фестиваль «Наследники традиций» (Санкт-Петербург, 2006, 2008), I Всероссийский фестиваль-конкурс исполнителей народной музыки «Звуки мира» (г. Петрозаводск, апрель 2016 г.); IV Международный фестиваль-смотр фольклорных коллективов и исполнителей народной традиционной инструментальной музыки образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования «Вселиственный венок» (г. Санкт-Петербург, 2018 г., лауреат II степени в номинации «Мастерство воссоздания народных песенных, инструментальных, хореографических традиций родного края»); XIV Международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола» (Литва, г. Вильнюс, 2019 г., диплом лауреата); Пятый Всероссийский Открытый конкурс среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру «Пою мое Отечество» (г. Москва, май 2019 г.); III Международный фольклорный фестиваль-конкурс «Все народы в гости к нам» (онлайн-участие, В. Новгород, октябрь 2020 г.). Ансамбль также является дипломантом многих фольклорных фестивалей и праздников, участником культурной программы Всемирных конгрессов финно-угорских народов в 2000 г. (Хельсинки, Финляндия), в 2004 г. (Таллин, Эстония), в 2008 г. (Ханты-Мансийск, Россия). Участники ансамбля бережно относятся к диалектному народному слову, стремятся воссоздать самобытность тембра народных певцов и особенности архаических форм музицирования, раскрыть все грани национальных культур: в концертных программах старинные песни соседствуют с народными танцами и наигрышами на традиционных инструментах, «оживают» такие уникальные жанры, как карельские йойги, коми лирические импровизации, удмуртские крези. В октябре 2012 г. в г. Петрозаводске впервые прошёл Международный фестиваль традиционной музыки «Истоки» (2014, 2016), который был организован по инициативе доцента кафедры С. Ю. Николаевой.