Скрипичные дебаты

Скрипичные дебаты

Мир скрипичного искусства издавна славится своей агональностью. По уровню конкурентности он сопоставим разве что с фортепианным. Вот и студенты Петрозаводской консерватории не дремлют, а соревнуются со своими товарищами. В Малом зале два вечера подряд звучала скрипичная музыка. Уже своего рода вызов: какой интересней? на чей концерт придет больше людей?

17 апреля 2024 года на сцене выступали учащиеся класса Прасковьи Серафимовны Таниковой – заслуженного работника культуры Республики Карелия, доцента и заведующей кафедрой струнных инструментов. На удивление концерт открыла скрипачка, находящаяся на начальном уровне музыкального образования – Марине Гукасян. Однако некоторое смятение публики игра юной скрипачки быстро рассеяла: в ее исполнении была прочная техническая и интеллектуальная основа. Прозвучала соната для скрипки и клавира до минор А. Вивальди и «Ларго» Валерия Гаврилина. Продолжила концерт уже студентка консерватории – Полина Сырвачева. Она погрузила публику в «Адажио» из балета Арама Хачатуряна «Спартак» и «Интродукцию и тарантеллу» Пабло де Сарасате. Александр Ятогаи отважился исполнять «Интродукцию и рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса – произведение сверхизвестное и технически опасное. Надо сказать, что исполнение было весьма достойным и осмысленным.

За весь концерт единственным прозвучавшим произведением для скрипки соло было «Скерцо» Вениамина Шера в исполнении Александры Козулицыной. Играть без поддержки фортепиано – особая ответственность, с которой скрипачка великолепно справилась. В продолжение своего выступления она сыграла «Меланхолию» Сезара Франка. Следующей выступала Полина Пермякова с «Престо» Кристиана Синдинга и «Песней-поэмой» уже звучавшего ранее Хачатуряна.

Особый отклик среди слушателей нашло завершающее первое отделение выступление Людмилы Самохиной. Артистка исполняла «Венгерские напевы» Андрея Эшпая в переложении для скрипки и фортепиано. В ее игре чувствовалась полная уверенность в художественном замысле и совершенное владение инструментом. Не зря она является ассистентом-стажером второго года обучения.

Второе отделение началось с Чайковского. Знаменитую Арию Ленского в обработке Леопольда Ауэра вдохновенно спела на скрипке Анастасия Лимарева. Лирику Петра Ильича исполнительница разбавила задорностью Стравинского, сыграв «Русский танец» из балета «Петрушка».

Несмотря на высокий уровень концерта, не обошлось и без небольшого конфуза: Роман Михайлов пропустил свой выход на сцену, и спасать ситуацию пришлось Серафиму Феденко. Эта неожиданность нисколько не смутила музыканта, и тот уверенно и бойко исполнил суперхит – «Кампанеллу» Паганини. Опоздавший же артист компенсировал свою оплошность глубоко поэтичным исполнением «Меланхолической серенады» Чайковского и «Вальса» из оперетты «Летучая мышь» в обработке Вениамина Шера.

И снова Чайковский. На сей раз «Вальс-скерцо» в исполнении Павла Кострова. А колоритную точку в концерте поставило выступление Артема Гомбы: он играл «Крымские эскизы» Эльвиры Эмильх и «Испанскую фантазию» Игоря Фролова.

Практически бессменным концертмейстером был Петр Богомолов. За весь вечер лишь на два номера на сцену выходил Матвей Бакалин. Пианисты показали полную погруженность в творческий процесс и выкладывались не меньше солистов, с которыми они составляли гармоничные дуэты. Все исполнители продемонстрировали артистическую зрелость и тонкое мастерство владения инструментом, воплощенные в убедительных интерпретациях.

Артисты причастили публику к высокому скрипичному искусству, в ответ на что сидящие в зале горячо аплодировали и восклицали «Браво!». После первого отделения состав слушателей практически не изменился, что говорит об их заинтересованности в хорошей музыке. Зал был едва наполнен наполовину, но это является нормой для будничных концертов в консерватории.

В целом, программа концерта получилась интересной и разнообразной. Она содержала как беспроигрышную классику, так и свежо звучавшие малоизвестные произведения зарубежных и отечественных авторов. Однако хочется высказать одно пожелание: чтобы концерты все-таки имели художественную концепцию. Это касается всех концертов классов. Пока что наиболее распространенный их формат – все играют самое «крутое», что есть в их репертуаре. Такую позицию можно понять, но хотелось бы, чтобы общая задумка диктовала исполнителям, что играть, но не наоборот.

Что же ждало нас во второй вечер? Трепет перед сценой, неточная интонация и даже забытый текст – все было на этом концерте. Непривычно слушать ученическую игру в зале консерватории, но она соответствовала статусу играющих – это были студенты программы среднего профессионального образования (причем по большей части первого курса). Другой вопрос: почему об этом не было сказано в афише? Для потенциального слушателя, не имеющего сведений о музыкальной жизни заведения, афиши этих двух концертов выглядят абсолютно равноценно, однако же за ними скрывается совершенно разное уровни исполнения!

На концерте 18 апреля играли студентки классов двух молодых преподавательниц – Олеси Алексеевны Метелкиной и Евгении Михайловны Лубянцевой. Сначала поговорим о скрипачках класса Лубянцевой. В начале вечера в исполнении ее учениц прозвучали первые части концертов для скрипки с оркестром Джованни Баттиста Виотти (в переложении для скрипки и фортепиано). Арина Ефремова играла концерт № 20, а Ксения Ефремова – № 22. С педагогической точки зрения решение понятное, но для публики – сомнительное. Учитывая не высокий уровень владения стилем, слушать эту музыку было утомительно.

Интересно, что в этом же концерте играла китаянка подготовительного курса обучения магистратуры. Так мы можем понять, как оценивается музыкальный уровень китайцев по сравнению с русскими студентами. Хуан Фэй исполнила первую часть Испанской симфонии для скрипки с оркестром Эдуара Лало (в переложении для скрипки и фортепиано). Вероника Степанова исполняла первую и вторую части Студенческого концерта № 1 Фридриха Зайца. «Романс» Рахманинова для скрипки звучал в исполнении Софьи Логиновой.

Что же до студенток класса Метелкиной, на концерте их выступало трое. Екатерина Скопина исполнила «Чакону» Томазо Антонио Витали, София Ягина – «Деревенского скрипача» Венявского и «Мелодию» Глюка. В заключение концерте Анна Иванова играла «Шесть румынских народных танцев» Бартока (в переложении для скрипки и фортепиано). Именно эти музыканты выделялись на фоне остальных. Они увереннее себя чувствовали на сцене и лучше владели звуком. Также хочется отметить удачный выбор педагогом произведений для концерта: это были произведения, интересные для широкой публики и позволяющие исполнительницам проявить свои лучше качества.

В роли концертмейстеров выступали Татьяна Кузнецова, Юлий Лукин и Петр Богомолов. Конечно, простора для творческого самовыражения у аккомпаниаторов было немного, но они все ответственно выполняли свою задачу и качественно сопровождали солисток. Особую благодарность хочется выразить организаторам за заботу о слушателях и наличие программок.

Количество слушателей на этом концерте было примерно такое же, что и на предыдущем. Но здесь чувствовалось, что в зале сидело много болеющих за выступающих. Это было заметно по поднимающимся в ответственный момент телефонам, которые фиксировали игру на видео. А поддержать китаянку вообще пришла делегация из четырех соотечественниц.

Если же говорить о сравнении этих двух концертов, то, очевидно, начинающим музыкантам еще не хватает технических возможностей для полноценного воплощения художественных образов. Незрелость артистов была заметна даже во внешнем виде. Если на концерте студентов консерватории все были одеты элегантно, сдержанно и со вкусом, то здесь имело место не соответствующее сцене подростковое самовыражение – броский макияж и не сценические рубашки.

Каюсь, небольшим лукавством с моей стороны было сопоставить эти два не равновеликих по своему уровню концерта. Но ведь такая именно картина складывается перед слушателем, исходя из афиш. Конечно же, сегодня все лавры достаются студентам Прасковьи Таниковой, но юные скрипачи уже усердно готовятся составить достойную конкуренцию сегодняшним победителям.

 

Ходила и слушала концерты Анна Горнаева,

студентка 1 курса (музыковедение),

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова