Кафедре музыки финно-угорских народов – 30 лет!

7 ноября 2023 года в Большом зале консерватории кафедра музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова отметила свой 30-летний юбилей. Масштабное трёхчасовое мероприятие объединило на сцене преподавателей, студентов и выпускников кафедры. Выбор даты торжества не случаен: традиционно юбилейные мероприятия кафедры музыки финно-угорских народов проходят в день рождения одного из основателей кафедры – Вячеслава Леонидовича Калаберды. Добрыми памятными словами о нём и начался юбилейный вечер.

Большой радостью для студентов и преподавателей стало присутствие на торжестве другого основателя кафедры музыки финно-угорских народов – Игоря Владимировича Мациевского. В своём выступлении он рассказал о создании кафедры и поделился радостью, что дело, начатое им и В. Л. Калабердой, продолжает жить. Нельзя не отметить и присутствие на юбилейном вечере одного из первых педагогов кафедры музыки финно-угорских народов (и в целом консерватории), известного карельского композитора – Геннадия Алексеевича Вавилова. Он также выступил с речью.

Пожалуй, самой торжественной частью вечера стало чествование педагогов кафедры. Почётным знаком Главы Республики Карелия «За вклад в развитие республики Карелия» был награждён Игорь Владимирович Мациевский. Также заместителем Министра культуры Республики Карели, Е. В. Виноградовой были вручены Почётные грамоты Правительства Республики Карелия. Ими были отмечены Геннадий Алексеевич Вавилов, Игорь Владимирович Соловьёв, Светлана Юрьевна Николаева, Вера Анатольевна Швецова и Наталья Сергеевна Михайлова.

История любой кафедры творится деятельностью педагогов, которые на ней работают. Свой вклад в историю кафедры музыки финно-угорских народов внесли выдающиеся фольклористы и музыканты финно-угроведы. К сожалению, многие из них уже ушли из жизни. Памяти педагогов кафедры – Вячеслава Леонидовича Калаберды, Тамары Всеволодовны Краснопольской, Романа Фёдоровича Зелинского, Александра Сергеевича Белобородова, Константина Кузьмича Логинова, Дмитрия Альбертовича Дёмина – был подготовлен трогательный видеоролик.

В рамках юбилейного вечера нынешними студентами кафедры исполнялась музыка четырёх финно-угорских этносов. В качестве пролога к юбилейному вечеру они представили музыкальные номера карельской традиции. Он начался с представления самых архаичных жанров музыкальной традиции – руны, ёйги и зовов домашних животных, которые сопровождались наигрышами на pilli и звучанием пастушеской трубы torvi. Завершающим номером пролога стал карельский танец «Suuppa», исполненный студентами в сопровождении 10-струнного кантеле.

Лирической песней «Молодость» и кадрилью была представлена вепсская традиция; сценой молодёжной вечорки – традиция Коми края; сольной песней в сопровождении наигрыша на кубызе, гостевой песней и танцем «Четвёра» – традиция Удмуртии.

Безусловно, любой юбилейный вечер кафедры – это выступления не только нынешних студентов, но и выпускников. Тёплые поздравления и яркие номера на юбилейном вечер представили Фольклорный ансамбль музея-заповедника «Кижи», фольклорный ансамбль «Vesläzed» (ДШИ им. М.А. Балакирева), фольклорный ансамбль «Pilli» (НШИ им. В.Л. Калаберды), фольклорный ансамбль ДШИ г. Кондопога, Николай Ольшаков (ДШИ г. Медвежьегорск), Наталья Шамрай и Денис Козлов (Центр Национальных Культур РК), а также ансамбль первых выпускников кафедры.

В завершающей части юбилейного вечера кафедра музыки финно-угорских народов обратилась к музыке академической традиции. Ирина Николаевна Смирнова, преподававшая ранее курс импровизации, своим выступлением вновь погрузила зрительный зал в волшебный мир карельской архаики. Органичной частью её импровизации на рояле стали темы карельских ёйг.

Трогательным моментом юбилейного торжества было премьерное исполнение сочинения Кирилла Гуреева «Круги на воде» для рояля, двух 10-струнных кантеле и флейты, посвящённое учителю и наставнику – Игорю Владимировичу Мациевскому. Как сказал сам автор: «Хотелось совместить академическую технику минимализма и исполнение на аутентичных инструментах. В пьесе используются два десятиструнных кантеле в разных строях. Флейтист изначально не планировался, но звук флейты сам попросился в музыку. Тем не менее личности флейтиста на сцене не хотелось — нужен был просто звук — поэтому авторской ремаркой я спрятал исполнителя за сцену. Название "круги на воде" тоже возникло само по себе, просто пальцы сами напечатали это на клавиатуре. В общем, музыка будто инерционная волна сама долетела до меня через десять лет после выпуска.»

Финальным номером масштабного мероприятия стала карельская крууга, объединившая всех участников вечера.

На следующий день после Юбилейного вечера мы пообщались с заведующим кафедрой музыки финно-угорских народов Игорем Владимировичем Соловьёвым и руководитель фольклорного ансамбля «Истоки» Светланой Юрьевной Николаевой.

Т.Б.: Игорь Владимирович, Вы сам являетесь выпускником кафедры музыки финно-угорских народов, но уже многие поколения студентов знают Вас в качестве преподавателя кафедры. Как Вам кажется, отличаются ли современные студенты от поколения Ваших однокурсников?

И.С.:  Я думаю, что в принципе нет существенных различий студентов разных поколений. Все дело в целеустремлённости и заинтересованности студента в знаниях, тем более в нашем уникальном направлении. Единственное, что объективно может отличать студентов прошлых лет и настоящего времени ‒ это хлынувший поток информации, и в этом есть свои плюсы и минусы. Плюс ‒ быстро узнать самостоятельно сведения, а минус ‒ теряется вкус поиска информации. Да и вообще много соблазнов в нашем быстро меняющемся мире.

Т.Б.: Как Вы думаете, какими качествами должны обладать студенты кафедры музыки финно-угорских народов? А какие качества важны для абитуриентов?

И. С.: Должен проявиться вкус к поиску непознанного и неизведанного. Ведь наша профессия как раз и предполагает стремление к открытиям как в изучении традиции, так и в собственном поиске отношения к себе и своей перспективы в нелёгком, но радостном пути нашей профессии этномузыколога. 

Т.Б.: Светлана Юрьевна, Вы ведёте фольклорный ансамбль с момента основания кафедры. Расскажите, пожалуйста, как Вы начинали работать? Какие трудности пришлось преодолеть?

С.Н.: Об этом можно долго рассказывать. Кратко же – передо мной открылся огромный, незнакомый мир музыкальных традиций, который и пугал своей далекостью (поначалу!), и завораживал новизной. Пришлось полностью в него погрузиться, бесконечно слушать многоязычные музыкальные записи, много-много читать, много-много думать, осмысливать… Бывали и слезы, и отчаяние, но главное – мне всегда было интересно идти по этому пути. Интересно и сейчас. А трудности – это ведь от слова «труд», просто на нашей кафедре надо много трудиться, и тогда ты имеешь шанс стать Мастером своего дела. Именно этого я всегда желаю нашим студентам. 

Т.Б.: Фольклорный ансамбль «Истоки», созданный на базе кафедры музыки финно-угорских народов, ведёт свою творческо-просветительскую деятельность с 1995 года. За это длительное время в жизни ансамбля было множество разных проектов, концертных программ, даже сформировались свои ансамблевые традиции. На Ваш взгляд, какие проекты с участием «Истоков» стали самыми яркими? Какие стали для ансамбля традиционными?

С.Н.: В течение 12 лет в канун Рождества мы ежегодно представляем программу «Рождественский короб», посвященную традициям этого праздника у разных народов – финно-угорских и славянских. Программа живет, постоянно обновляется, а в последние два года «Рождественский короб» наполнился музыкальными фольклорными сказками, создаваемыми в сотворчестве всеми участниками коллектива. Думается, что обращение к сказкам очень перспективно и актуально. Мы верим, что народная культура с ее мудростью и глубиной через сказку поведает современным детям многие важные для их будущей жизни истины.

Вторым многолетним творческим проектом «Истоков» является духовная программа «Благовест», которую мы обычно приурочиваем к Великому посту, к одному из наиболее значимых двунадесятых праздников – Благовещенью Пресвятой Богородицы (7 апреля). Она представляет собой литературно-музыкальную композицию, где, наряду с народными духовными песнопениями – духовными стихами (православными и старообрядческими), важное место занимают философские размышления русских писателей, поэтов, отцов церкви. На мой взгляд, данная программа играет огромную просветительскую роль, она призывает современного человека, которому выпало жить в столь непростые времена, задуматься о своем бытии, о глубинных смыслах и ценностях нашей жизни.

Мы желаем процветания, творческого и научного вдохновения кафедре музыки финно-угорских народов!

Татьяна Беляева, студентка IV курса
кафедры музыки финно-угорских народов
Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова