VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 5 – завершение

VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 5 – завершение

 

5 декабря 2023 года состоялся пятый и последний день проведения VIII Международного конкурса юных пианистов имени Фредерика Шопена. В этот день случилось несколько важных и ярких событий. Одно из них – мастер-классы педагогов-членов жюри конкурса, второе – торжественный гала-концерт лауреатов и победителей этого соревнования, а также их награждение. Были подведены итоги конкурсных прослушиваний.

В первой возрастной категории (9-12 лет) Нелли Аверьянова, Екатерина Докучаева, Евангелина Егорова, Анастасия Карякина и Вера Савич были награждены дипломами; Владимир Сычёв и Екатерина Олюнина получили звание лауреата 3 степени; Илья Кольцов и Илья Шаманский – звание лауреата 2 степени; Изабелла Неверова стала лауреатом 1 степени.

Во второй возрастной категории (13-15 лет) не было лауреатов 2 степени. Александра Вафина заняла первое место, Иван Кириллов и Андрей Мартынов – лауреаты 3 степени, а Максим Ефремов получил диплом.

В третьей категории (16-19 лет) результаты следующие: дипломантов нет, лауреаты 3 степени – Софья Кутузова и Алексей Дружков, лауреаты 2 степени – Ирина Галеева, Анна Колесникова, Анастасия Пайдютова, лауреат 1 степени – Андрей Тубалов.

Среди участников 4 категории (20-26 лет) дипломант – Снежана Зиборова, лауреат 3 степени – Елизавета Нефёдова, лауреаты 2 степени – Чжань Синьлу и Елена Никитина, лауреат 1 степени – Александр Павловский.

Весьма приятным фактом является то, что среди победителей конкурса оказался студент Петрозаводской консерватории Александр Павловский, студент профессора Виктора Сауловича Портного.

Мастер-классы состоялись в 11 часов утра в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Участие в этом действии принимали приглашенные члены жюри и участники конкурса. Народная артистка Казахстана, профессор и лауреат международных конкурсов Жания Яхияевна Аубакирова провела мастер-класс с участником 1 возрастной категории Ильёй Шаманским, который исполнил «Порыв» Роберта Шумана (на мастер-классах не обязательно было исполнение музыки Шопена). Жания Яхияевна сделала много интересных замечаний по поводу игры на фортепиано. Например, весьма любопытна была её фраза про игру на forte, пианистка говорила, что динамика на самом деле не требует много силы, а требует искусства ударять по клавишам: «Чтобы красиво играть на forte, надо играть не в рояль, не надавливать на клавиши всем весом, а наоборот, играть ИЗ рояля. Ты – хищник, тебе нужно выпустить когти!». Также она сравнивала струну фортепиано с человеческим голосом, говорила, что струна – это горло, что надо освободить его, не зажимать. «Дай прозвучать басовым струнам рояля!» – советовала Жания Аубакирова. Привлекло внимание и её высказывание про мелкую технику: «Мелкие длительности надо играть так, будто ты играешь на игрушечном пианино с такими маленькими клавишами, что тебе надо максимально собрать пальцы в кучу, чтобы попадать по ним». Помимо всего, профессор правила ученику посадку за инструментом: «Пианист – это прямая спина, это гордость, это артист на сцене. В этом всём – целая вселенная звука!».

Уже после своего мастер-класса Жания Яхияевна высказалась о своей работе в жюри конкурса.

Корр.: Скажите, пожалуйста, было ли Вам сложно оценивать участников конкурса?

Ж.А.: Нет, вообще не сложно. Все от нас получили доброжелательные оценки. Мы, прежде всего, ценили мальчиков. Мальчик за роялем в нашем современном мире… Да ему памятник ставить надо! Программы были сложные. Шопен – это в принципе сложно. Девочки, конечно, тоже молодцы.

Корр.: Как Вы считаете, может ли педагог как член жюри оценивать своих учеников?

Ж.А. (сразу резко): Нет, он не может, иначе этот педагог не объективен! Да он и не оценивает, он сидит в сторонке и помалкивает!

Корр.: У вас были какие-то жаркие дебаты при оценке участников?

Ж.А.: Мнения были разные, но мы прислушивались друг к другу и приходили к консенсусу.

Корр.: Что бы Вы пожелали тем, кто уже участвовал в этом конкурсе, и тем, кто будет участвовать в нём в дальнейшем?

Ж.А.: В первую очередь хочу пожелать, чтобы не боялись играть, чтобы играли с удовольствием, с любовью, не думая: «Как я там сыграю? Как на меня посмотрит преподаватель, как посмотрит жюри?!», а просто играли. Хочу пожелать, чтобы служили именно музыке!

Следующий мастер-класс показывала доцент кафедры специального фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов Юлия Михайловна Чернявская. Её «подопытным» стал Илья Кольцов, тоже конкурсант 1 возрастной категории. Вместе с Юлией Михайловной они работали над Полонезом Шопена соль-диез минор. Преподаватель показывала, как исправить в игре ошибки, незаметные уху обычного слушателя. Например, вот что Юлия Михайловна говорила про игру на pianо: «Рianо у Шопена играется так: pianissimo в левой руке и если не forte, то хотя бы mezzo-forte в правой руке». Педагог напомнила о важности пауз: «Они должны быть наполнены воздухом». Очень интересно было слушать, как объяснялись задачи интонирования: «От этой ноты до этой расстояние для нас небольшое. У Шопена это – расстояние между двумя планетами!». Хотя манера проведения занятия Юлии Михайловны была более строгой, в сравнении с Жаниёй Аубакировой, её мастер-класс тоже был профессионально интересным и увлекательным.

Последний мастер-класс давал профессор из Словении Владимир Млинарич. Он также на примере программы одного из участников конкурса говорил о некоторых аспектах игры на фортепиано. Занятие проводилось на английском языке, было ясно, что он говорит про определённые нюансы игры (об исполнении пассажей и аккордов), но, к сожалению, тем людям, которые хорошо понимают английский, но не являются профессиональными музыкантами, некоторые тонкости этого объяснения были недоступны.

Закончился час мастер-классов импровизированным круглым столом, на котором члены жюри с энтузиазмом отвечали на вопросы студентов, участников конкурса, других преподавателей. В завершение круглого стола Жания Аубакирова вместе со студентом Петрозаводской консерватории виртуозно сыграли на двух роялях фрагмент второго концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром.

В 15 часов состоялся торжественный гала-концерт лауреатов и победителей конкурса имени Шопена, завершающий это пятидневное событие. Участники были распределены в следующем порядке: сначала выступают лауреаты третьей степени, затем – второй, и под конец – победители. В их исполнении звучали произведения из программ конкурсантов первого или второго туров.

Открыть концерт выпала честь Екатерине Олюниной. Она проникновенно исполнила Мазурку Шопена № 4 опус 17 (ля минор), порадовав слушателей в зале. Следом играл Иван Кириллов, в чьей интерпретации лирично и эмоционально прозвучал Ноктюрн №1 опус 9 (си-бемоль минор). Следующим произведением был тоже Ноктюрн № 2 из опуса 27 (ре-бемоль мажор), который продемонстрировал Андрей Мартынов. Затем выступила Софья Кутузова с Прелюдией си мажор.

Замечательно прозвучали Экосезы опуса 72 в исполнении Ильи Кольцова. Так же, как и на конкурсных прослушиваниях 3 декабря, на гала-концерте это блестящее выступление было одним из самых ярких номеров программы. После выступил Илья Шаманский, который сыграл Ноктюрн ор. № 2 ми-бемоль мажор (опус 9). В сравнении с тем, как Илья играл этот ноктюрн на конкурсе, показалось, что произведение было сыграно в более быстром темпе. Возможно, участник больше волновался, чем на прослушиваниях, ведь гала-концерт был представлен всей аудитории, а не только на суд жюри.

По поводу исполнения Ириной Галеевой Этюда № 8 опус 10 (фа мажор) можно сказать так: сыграно блестяще, безупречно и на крайне высоком техническом уровне. Следующей проникновенно исполнила Ноктюрн опус 37 (соль мажор) Анастасия Пайдютова, а затем зазвучал в исполнении Чжан Синьлу знаменитый «революционный» Этюд Шопена № 12 опус 10 (до минор). Пожалуй, это было самое яркое и запоминающееся из выступлений в гала-концерте. «Революционный» этюд Шопена знают и любят все поклонники классической музыки, а в исполнении Чжан он прозвучал особенно хорошо: мощно, эмоционально, почти яростно – это просто невероятно мастерское исполнение всеми любимого произведения!

Но на этом «жемчужины» гала-концерта не закончились. Сразу три мазурки Шопена сыграла Елена Никитина. Она представила мазурки из опуса 30 № 1 (до минор), № 2 (си минор) и № 3 (ре-бемоль мажор). Это был единственный раз, когда участник гала-концерта играл больше одного произведения подряд. Следом было блестящее и яркое исполнение тарантеллы ля-бемоль мажор от Изабеллы Неверовой, которой даже кричали «браво». Далее – Фантазия-экспромт до-диез минор, которую в самом деле с фантазией играла Александра Вафина, и скерцо опус 39 до-диез минор в исполнении Андрея Тубалова. Музыкант отдавал исполнению все свои силы, что было видно невооружённым глазом: все его эмоции были не просто написаны у него на лице – они буквально пронизывали всё его тело, ставшее единым целым с инструментом.

Завершил концерт Александр Павловский. Он исполнял первую часть Сонаты си-бемоль минор. Это было крайне техничное, профессиональное и экспрессивное исполнение, ставшее замечательным, очень ярким финалом всего конкурса Шопена.

После концерта состоялось торжественное чествование лауреатов конкурса: им вручали дипломы и подарки. Затем прозвучали слова поздравления и благодарности в адрес членов жюри. Председатель жюри Виктор Саулович Портной поздравил всех с успешным проведением конкурса и пожелал всем огромных успехов.

Подводя итоги пяти дней конкурса, можно сказать, что это был интересный и незабываемый опыт как для тех, кто в нем участвовал, так и для тех, кто находился в зале в качестве слушателя. Остаётся только ещё раз пожелать творческих успехов участникам конкурса, не только победителям, но и тем, кто в этот раз выступил менее удачно, а также пожелать, чтобы на подобные конкурсы ходило больше слушателей, особенно школьников и молодёжи, чтобы участники не играли только для жюри. Итак, до новых конкурсов и до новых встреч!

 

Константин Паршуков,

студент IV курса кафедры музыки финно-угорских народов

Петрозаводской государственной консерватории имени  А.К. Глазунова