VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 4 – испытания продолжаются

VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 4 – испытания продолжаются

 

4 декабря 2023 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова состоялся второй тур прослушиваний пианистов третьей и четвёртой возрастных категорий в рамках VIII Международного конкурса юных пианистов имени Фредерика Шопена. Во втором туре участники должны были сыграть новые произведения. В третьей категории это – один ноктюрн и одно из следующих произведений: баллада, скерцо, фантазия, болеро, рондо или Блестящие вариации. В четвёртой категории – один ноктюрн, одна из сонат или два из произведений, не исполненных на первом туре: баллада, скерцо, баркарола, фантазия, полонез. События разворачивались следующим образом.

В 10:30 начались конкурсные прослушивания для пианистов 3 возрастной категории (16-19 лет). Из девяти участников во второй тур прошли шесть: это Ирина Галеева, Анна Колесникова, Анастасия Пайдютова и Андрей Тубалов – все из Москвы, Алексей Дружков из г. Салават (Республика Башкортостан) и Софья Кутузова из Мурманска.

Первой выступила Ирина Галеева. Она представила на строгий суд жюри Ноктюрн ор. 48 № 2 фа-диез минор и Фантазию ор. 49 фа минор. Её выступление стало достойным открытием конкурсных прослушиваний. Пожалуй, более интересной в её программе была Фантазия: по уровню техники она сложнее Ноктюрна, а главное – намного драматичней.

Следующим показал программу Алексей Дружков, игравший в первом туре всеми любимый Полонез ля мажор. Для нового прослушивания он приготовил Ноктюрн ор. 62 № 2 ми мажор и Скерцо ор. 31 си-бемоль минор. Интересная вышла комбинация, как и у Ирины: лирический Ноктюрн и драматическое Скерцо. Программа также была исполнена на высочайшем уровне мастерства, особенное удовольствие слушателям доставило Скерцо.

Третья участница, Анна Колесникова, вышла на сцену Большого зала Петрозаводской консерватории со следующей программой: Ноктюрн ор. 15 № 4 фа-диез мажор и Баллада ор. 47 ля-бемоль мажор. Сложно в данном случае сказать, какое произведение было лучше, какое интереснее. Обе эти пьесы не слишком на слуху, поэтому и то, и другое произведение прозвучали свежо и нетривиально.

Затем выступала Софья Кутузова. Она сыграла Ноктюрн ор. 62 № 1 си мажор и Скерцо ор. 39 до-диез минор. Признаться, как и у многих участников, у Софьи более интересным стало Скерцо, нежели Ноктюрн. Это произведение казалось и более сложным, и более экспрессивным. Иными словами, оно звучало более выигрышно. Вероятно, молодым пианистам уловить и донести до слушателей характер ноктюрнов пока ещё сложно.

Пятый участник – Анастасия Пайдютова. В её исполнении прозвучали Ноктюрн ор. 37 соль мажор и знаменитая Баллада соль минор (ор. 23). Надо сказать, что среди ноктюрнов у Шопена чаще всего исполняются ноктюрны до-диез минор (посмертное издание) и ре-бемоль мажор, они самые известные. Тем приятнее было услышать Ноктюрн, реже звучащий для широкой публики. Однако самое интересное началось, когда Анастасия начала играть Балладу. Конкурсантка очень тонко прочувствовала это произведение. Поэтому, когда зазвучала всем знакомая мелодия темы, по коже начали пробегать мурашки – настолько эмоционально, тревожно и драматично играла балладу юная пианистка. Пожалуй, это был главный номер утренних прослушиваний, самый захватывающий и запоминающийся.

Последним участником второго тура для третьей категории стал Андрей Тубалов, представлявший Ноктюрн ор. 62 № 1 си мажор и Скерцо ор. 39 до-диез минор. Любопытно, что точно такая же программа звучала ранее – у Софьи Кутузовой, поэтому можно было сравнить, как играет произведения один участник и как их исполняет второй. Оба пианиста – по-своему мастерски, поэтому определить, кто же был лучше, могло только жюри.

В 15:00 состоялись прослушивания участников 4 возрастной категории (20-26 лет). Здесь жюри отобрало участников очень строго: если в третьей категории из всех участников во второй тур прошли две трети, то тут счастливчиков  было меньше половины – 5 участников из 12! Во втором туре играли Снежана Зиборова из Казани, Елизавета Нефёдова, Елена Никитина, Александр Павловский (студенты Петрозаводской консерватории) и Чжан Синьлу, китайская студентка Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Начались прослушивания с выступления Снежаны Зиборовой. Она играла Фантазию ор. 49 фа минор, Ноктюрн ор. 27 № 1 до-диез минор и Скерцо ор. 31 си-бемоль минор. У Снежаны была очень непростая программа, включавшая в себя как минимум два крайне сложных и виртуозных произведения. Пианистка справилась отлично, блестяще отыграв всё, что было в программе.

Далее на сцену вышла Елизавета Нефёдова, исполнявшая Ноктюрн ор. 15 № 2 фа-диез мажор, Скерцо ор. 20 си минор и Полонез-фантазию ор. 61 ля-бемоль мажор. На мой взгляд, самое красивое и запоминающееся звучание в исполнении Елизаветы – это Полонез-фантазия.

Третий участник – Елена Никитина. Её программа – Ноктюрн ор. 9 № 3 си мажор и Соната № 2 си-бемоль минор. Елена играла несколько частей из Сонаты, в том числе, пожалуй, самую известную часть, ради которой эту сонату и слушают «рядовые» поклонники Шопена – всем известный и всеми любимый, несмотря на трагичность, похоронный марш. Это было одно из самых напряжённых, драматических и ярких выступлений на прослушиваниях, одна из кульминаций. Похоронный марш был исполнен абсолютно безупречно, блестяще, с невероятной силой эмоций, вложенных в произведение. Этот марш в исполнении конкурсантки наверняка надолго врезался в память тех немногочисленных слушателей, которые присутствовали на этом действии.

Четвёртый участник, Александр Павловский, также исполнял Сонату си-бемоль минор вместе с Ноктюрном ор. 27 № 2 ре-бемоль мажор. В его выступлении самым ярким моментом показалось исполнение первой части Сонаты. Очень экспрессивное, виртуозное и драматичное, оно заставляло себя слушать, не отрываясь.  Можно сказать, что это была вторая кульминация прослушиваний.

Закрывала второй тур конкурса Шопена китайская студентка из Московской консерватории Чжан Синьлу. Она представила слушателям Ноктюрн ор. 48 № 1 до минор, Балладу ор. 23 соль минор, Andante spinato и Большой блестящий полонез. Блестящий в данном случае – самое подходящее слово, потому что с огромным блеском конкурсантка исполнила всё: и лирический Ноктюрн, и Эпическую балладу, и скромное Анданте, которое сменилось ярким гордым и радостным полонезом.

Можно с уверенностью сказать, что все музыканты, игравшие во втором туре, отличились высоким мастерством и эмоциональностью. Не было ни одного неинтересного выступления. Все исполняли свои произведения по-разному, каждый проявил индивидуальность и показал своё искусство во владении фортепиано. Последний день конкурсных прослушиваний прошёл незабываемо!

5 декабря состоится торжественное закрытие VIII Международного конкурса юных пианистов имени Шопена. Будут подведены итоги конкурсных прослушиваний и названы лауреаты и победители соревнования, в 11 часов утра педагоги-члены жюри проведут мастер-классы для всех желающих, а в 15:00 лауреаты конкурса дадут заключительный праздничный гала-концерт.

Константин Паршуков, студент IV курса

кафедры музыки финно-угорских народов

Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова