VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 3 – выступления юных пианистов

VIII Международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена: день 3 – выступления юных пианистов

 

3 декабря 2023 года – третий день проведения VIII Международного конкурса юных пианистов имени Фредерика Шопена. В этот день состоялись прослушивания самых молодых участников конкурса – юных пианистов возрастных категорий 9-12 и 13-15 лет. Для конкурсантов младшего возраста не были установлены жёсткие рамки в плане выбора программы. Им предстояло сыграть несколько разнохарактерных пьес по своему выбору. Главным в данном случае была продолжительность выступления: для участников 1 возрастной категории – 12-15 минут, для участников 2 категории – до 17 минут.

Прослушивание началось утром, в 10 часов 30 минут, выступали самые младшие участники конкурса – 9-12 лет (1 возрастная категория). На сцене Большого зала Петрозаводской консерватории играли дети из разных городов России, в том числе из Петрозаводска (выступали со своими программами ученики Петрозаводской детской школы искусств имени М.А. Балакирева и Детской музыкальной школы № 1 имени Г.Р. Синисало), из Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Шлиссельбурга, Мурманска, Курска, Коммунара. Всего участие в конкурсе приняли 12 юных музыкантов. Как и в предыдущий день, к сожалению, прослушивания проходили при малом количестве слушателей, в основном преподавателей и родителей участников, а также студентов консерватории. Зато со сцены звучали самые различные произведения: экосезы, контрдансы, мазурки, полонезы, вальсы, в том числе вальс до-диез минор и си минор (посмертное издание), прелюдии, этюды, ноктюрн ми-бемоль мажор, скерцо си-бемоль минор и др.

Открыла прослушивания Нелли Аверьянова из Детской музыкальной школы Выборга, представив интересную программу: она исполнила Кантабиле си-бемоль мажор, Полонез си-бемоль мажор (посмертное издание) и Листок из альбома. Особенно понравились своей оригинальностью слушателям (и, надеемся, жюри) именно Кантабиле и Листок из альбома, так как это был единственный раз за всё время конкурса, когда они звучали со сцены.

Волнение и нервное напряжение порой сопровождали игру юных пианистов. Второй исполнитель, ученик из Коммунарской детской музыкальной школы Алексей Васильев исполнял Вальс № 2 из опуса 69 си минор (посмертное издание) и Прелюдию № 4 опус 28 ми минор. Во время исполнения Вальса было заметно, что конкурсант волнуется. Исполнение Прелюдии прошло намного увереннее, без явных ошибок, хотя напряжение со стороны юного пианиста всё ещё чувствовалось.

Следующая участница, Екатерина Докучаева (Шлиссельбургская ДМШ), исполнила Ноктюрн ми минор из опуса 72, Полонез ля-бемоль мажор (посмертное издание) и Этюд №2 опус 25 фа минор. Особенно вдохновенно звучал Ноктюрн.

В исполнении мурманчанки Евангелины Егоровой прозвучали Контрданс ре-бемоль мажор, Вальс ля минор и Полонез си-бемоль мажор (все три пьесы из посмертного издания). Несомненный интерес вызвало исполнение Контрданса, так как это произведение нечасто можно услышать в стенах консерватории.

Москвичка Анастасия Карякина, ученица Детской музыкальной школы имени М.А. Балакирева, представила на строгий суд жюри Мазурку № 3 (опус 63 до-диез минор) и Скерцо (из опуса 31 си-бемоль минор). Кажется, оба произведения были сыграны на «отлично», особенно Скерцо, исполненное на высоком техническом уровне, что наверняка заметили не только члены жюри, но и зрители.

Шестой исполнитель, Илья Кольцов из Санкт-Петербурга, исполнил Полонез соль-диез минор (посмертное издание) и Экосезы из опуса 72. Пожалуй, это была одна из самых интересных программ. Оба произведения сложны для юных исполнителей как технически, так и эмоционально, но одиннадцатилетний музыкант исполнил их блестяще, на уровне лучших студентов музыкальных училищ и консерваторий.

Участница из города Выборга, Амелия Мандре, представила Прелюдии № 6 си минор и № 3 соль мажор из опуса 28 и Вальс № 1 опус 64 ре-бемоль мажор. Исполнение Прелюдии си минор было, на взгляд «рядового» слушателя, не самым выигрышным. Вероятно, увлечённая технической стороной исполнения, конкурсантка сыграла Прелюдию в слишком быстром темпе, не характерном для этой пьесы. Однако остальные произведения в исполнении Амелии прозвучали вполне достойно.

Москвичка Изабелла Неверова из Детской музыкальной школы при Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена представила на суд жюри и зрителей Экспромт № 3 опус 90 соль-бемоль мажор и Тарантеллу ля-бемоль мажор из опуса 43. Эти пьесы также впервые прозвучали на конкурсных прослушиваниях, что сделало их исполнение более запоминающимся, особенно учитывая вдохновенную и вполне профессиональную игру самой участницы. Задорная тарантелла явно подняла настроение всей слушательской аудитории.

Следующие пьесы звучали в исполнении юной петрозаводской пианистки, ученицы Детской музыкальной школы № 1 имени Г. Синисало Екатерины Олюниной. Были исполнены Полонез соль-диез минор (посмертное издание), Мазурка № 4 из опуса 17 ля минор и Этюд № 5 из опуса 10 соль-бемоль мажор. Наверное, нелегко было играть Полонез после того, как он уже прозвучал со сцены, когда и зрители, и жюри невольно сравнивают двух исполнителей, но Екатерина достойно представила свою программу. Хочется верить, что пианистке помогала в этом «родная» петрозаводская сцена.

Вера Савич из Мурманска выбрала для своей программы три пьесы танцевального характера: Полонез ля-бемоль мажор (посмертное издание), Мазурку № 2 опус 67 (соль минор) и Вальс № 1 опус 64 (ре-бемоль мажор). Её исполнение навеяло мысли о далёкой романтической эпохе, когда вслед за звуками рояля устремлялись облаком края лёгких девических одежд…

В программу ученика Детской школы искусств № 4 города Курска Владимира Сычева вошли Полонез соль минор из посмертного издания, Этюд № 5 опус 10 (до-диез мажор) и Вальс № 2 опус 64 (до-диез минор). Вообще, заметно было, что многие участники конкурса, как и Владимир, отдавали предпочтение шопеновским вальсам. Вальс до-диез минор, едва ли не самый известный из всех вальсов польского композитора, тем не менее, не казался в исполнении Владимира «заигранным» и звучал ярко и свежо.

Участником, завершающим прослушивания 1-й возрастной группы, был Илья Шаманский из Санкт-Петербурга, игравший Ноктюрн № 2 из опуса 9 (ми-бемоль мажор) и Полонез си-бемоль минор (посмертное издание). Это была одна из самых сложных программ в этой возрастной категории и одно из самых блестящих, профессиональных и интересных исполнений.

Отмечу, что многие юные конкурсанты выбирали для своих программ сложные произведения, которые обычно играют в музыкальных училищах и консерваториях, и хорошо справились с ними. В целом, участники показали высокий уровень исполнительского мастерства и отличную выдержку, хотя иногда было заметно, что некоторые юные музыканты волнуются. Тем не менее, все достойно исполнили свои произведения на сцене Большого зала Петрозаводской консерватории.

В 15:00 прошли прослушивания участников конкурса уже 2 возрастной категории (13-15 лет). В этой категории оказались заявлены всего 4 участника. На творческих испытаниях были исполнены ноктюрны Шопена (ми минор, ре-бемоль мажор, си-бемоль минор), полонезы (ре минор, си-бемоль минор, фа-диез минор), Вальс до-диез минор и Фантазия до-диез минор. Молодые участники исполнили свои программы на высоком уровне исполнительского мастерства, прекрасно владея техникой игры на фортепиано. И хотя эти прослушивания были сравнительно короткими, они всё равно занимают важное место в конкурсе.

Открыла прослушивания в своей возрастной группе Александра Вафина из Санкт-Петербургской музыкальной школы им. Н.А. Римского-Корсакова. Она исполнила Полонез № 1 опус 71 (ре минор), Ноктюрн из опуса 72 (ми минор) и Фантазию-экспромт опус 66 (до-диез минор). Несмотря на минорные тональности всех пьес, выбранных Александрой, от её выступления остались светлые впечатления. Фантазия-экспромт – одно из наиболее часто исполняемых и популярных произведений Шопена – порадовала слушателей именно своей узнаваемостью и, конечно, мастерством пианистки.

Следующий участник, Максим Ефремов, – ещё один ученик петрозаводской Детской музыкальной школы №1 им. Г. Синисало. Он исполнил Вальс № 2 опус 64 (до-диез минор) и Этюд № 12 опус 10 (до минор). Как видим, этот вальс пользуется заслуженной любовью у юных пианистов, и Максим своим исполнением дал почувствовать эту любовь слушателям в зале. Произвел впечатление и «Революционный» этюд в его исполнении. Вообще, радует, что конкурсанты не боятся включать в свои программы такие известные произведения Шопена, не боятся «проиграть» в сравнении с более известными исполнителями, а следуют зову своего чувства.

Далее снова порадовал слушателей Санкт-Петербург в лице Ивана Кириллова, ученика городской детской музыкальной школы им. С.С. Ляховицкой. Сыгранные им Ноктюрн № 1 из опуса 9 (си-бемоль минор) и Полонез си-бемоль минор (посмертное сочинение) окутали зал атмосферой торжественной и светлой печали. Ивану, кажется, вполне удалось передать и ритмическую свободу ноктюрна, и прощальную поступь полонеза.

Завершил прослушивания своим выступлением Андрей Мартынов из Рощинской детской школы искусств. Андрей стал единственным в своей возрастной группе, кто включил в программу пьесу в мажорной тональности. Так что после мрачного, даже яростного «трагического» Полонеза фа-диез минор из опуса 44, одного из трёх «великих полонезов» Шопена, прозвучал изящный, хотя тоже несколько меланхолический Ноктюрн № 2 опус 27 (ре-бемоль мажор). Обе пьесы сложны для юных пианистов, но Андрей справился с поставленной задачей. Можно сказать, финальный аккорд третьего конкурсного дня прозвучал уверенно и ярко.

4 декабря пройдут прослушивания второго тура для участников 3 и 4 возрастных категорий, на которых прозвучат произведения, не исполненные конкурсантами ранее.

 

 

Константин Паршуков,

студент IV курса кафедры музыки финно-угорских народов

Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова