Один в поле – воин!

Один в поле – воин!

Сольный концерт итальянской и немецкой вокальной музыки

 

7 декабря 2023 года в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова состоялся сольный концерт Татьяны Невярдовской (ассистент-стажер 2 курса, лауреат международных конкурсов, обладатель гран-при II всероссийского конкурса сольного, ансамблевого и хорового пения «Музыка России – Национальное культурное достояние»). Программа состояла исключительно из итальянской и немецкой вокальной музыки. В исполнении Татьяны прозвучали вокальные произведения таких композиторов как А. Вивальди, Дж. Россини, Г. Доницетти, Г. Гендель, Д. Верди, И. Брамс, Ф. Шуберт, И. Штраус.

Первое отделение составили отдельные вокальные номера из опер и ораторий. Открыла концерт ария Странника из оратории «Торжествующая Юдифь» венецианского композитора Антонио Вивальди. В основе сюжета этой оперы – известное библейское предание о героической Юдифи, спасшей родной город от неприятеля. История подвига Юдифи, окрашенная в тона зловещей экзотики, неоднократно привлекала композиторов эпохи барокко, интерес к ней сохранился и впоследствии: «Юдифь была молодой и прекрасной вдовой из иудейского города Ветилуи. Когда в 659 году до н.э. Навуходоносор послал ассирийскую армию под командованием Олоферна, чтобы заставить непокорных евреев платить дань, Ветилуя оказалась в многодневной осаде. Изнуренные голодом и жаждой жители города уже были готовы сдаться на милость врагов, но Юдифь решила спасти соплеменников ценою своей чести. Одев лучшие одежды, она в сопровождении служанки Авры отправляется в неприятельский стан. Пораженный красотой Юдифи Олоферн три дня подряд устраивает в ее честь пиршества, добиваясь любви иноземки; наконец, на четвертый день, когда Олоферн засыпает после очередного пира, Юдифь отсекает ему голову его же собственным мечом; затем возвращается в осажденную Ветилую, захватив его голову в качестве трофея. Слуга Олоферна Вагус шокирован и опечален происшедшим. А Озия, первосвященник иудеев, возглавляет празднование в честь триумфального возвращения Юдифи. В оратории Вивальди Юдифь символизирует Венецию, царицу Адриатики».

В исполнении солистки прошедшего вечера ария странника прозвучала очень пылко, страстно и очаровательно. На слух ощущается, что вокальная партия совсем не лёгкая, но это не помешало Татьяне спеть её должным достойным образом.

Второй номер – ария Ариоданта из барочной оперы «Ариодант» Г. Генделя. Краткий сюжет оперы таков: «Шотландия в средние века. Дочь шотландского короля Гиневра любит принца Ариоданта. Отец согласен на брак. Коварный албанский герцог Полинессо хочет хитростью добиться Гиневры, чтобы овладеть троном. Он решает скомпрометировать девушку, а затем «спасти» ее честь. Он внушает наперснице Гиневры Далинде, чтобы та, переодевшись в платье подруги, встретилась с ним. Это якобы поможет ему избавиться от неразделенной страсти к принцессе. Ариодант, случайно увидев мнимую принцессу с Полинессо, пытается покончить собой от горя. Лишь брат Лурканио удерживает его от этого шага. Ариодант скрывается. Королю сообщают о смерти Ариоданта, а Лурканио обвиняет Гиневру в измене. Между тем Ариодант, скрывающийся в лесах, случайно видит, как негодяй Полинессо хочет убить невольную соучастницу обмана Далинду. Поняв все, принц спешит в замок, чтобы спасти от навета невесту. Там за честь Гиневры «вступился» Полинессо. Выйдя на поединок с Лурканио, он получает смертельное ранение. Теперь сам король должен защитить честь дочери. Но появляется Ариодант и раскрывает обман. Все празднуют восстановленную справедливость».

Ария, которую исполнила Татьяна – необычайно красивая. Ариодант увидел мнимую принцессу Гиневру (на самом деле это переодетая служанка Далинда) с коварным Полинессо. Отчаяние его столь велико, что он пытается покончить с собой. Солистка, словно проживала все эти скорбные эмоции и мастерски показала образ героя.

Следующим номером прозвучала ария Танкреда из оперы «Танкред» итальянского композитора Д. Россини: «Действие происходит в XV в. Изгнанный из Сицилии рыцарь Танкред, страстно преданный отчизне, любит Аменаиду, дочь главы рыцарского ордена Арджирио, а тот хочет выдать свою дочь за военачальника Орбадзано. Девушка отказывается, вызывая ярость отца, а в довершение всего ее письмо к Танкреду перехвачено и воспринято как переписка с вождем сарацин Соламиром, отряды которого угрожают Сиракузам. Мнимую изменницу ждет смерть, однако неузнанным появляется Танкред, тайно возвратившийся в Сиракузы, и, защищая честь возлюбленной, сражает своего врага Орбадзано на поединке. Аменаида свободна, хотя подозрения в ее измене не рассеялись. Жители Сиракуз просят Танкреда вести их в бой. В первой редакции сарацины побеждены, Аменаида оправдана. Во второй редакции Танкред тяжело ранен в бою и умирает, принимая заверения Аменаиды в любви к нему и ее невиновности».

Стоит отметить, что широкую популярность получила во всей Италии ария Танкреда «Di tanti palpiti» («За все тревоги»), ставшая символом героической, борющейся за свою свободу страны. С уверенность можно сказать, что Татьяне с блеском удалось исполнение этой композиции.

Следующий представленный номер написал итальянский композитор Гаэтано Доницетти. Татьяна Невярдовская выступила с арией Леоноры из оперы «Фаворитка»: «Леонора ди Гусман – прекрасная фаворитка Альфонса XI, короля Кастилии. Она влюблена в молодого Фердинанда (Фернанда), который, не зная о её связи с королём, отказывается ради неё от обета послушания. Леонора же понимает, что счастья у них не выйдет и просит Фердинанда уехать прочь. Он получает офицерский чин и мечтает возвыситься, дабы быть достойным любимой. Фердинанд возвращается в блеске славы победы над маврами как раз в тот момент, когда королю предъявлена папская булла – прекратить отношения с Леонорой и вернуться к супруге. Волею судеб Фердинанд просит в награду за доблестную победу руку Леоноры, тем самым разрешая проблему короля с папой. Придворные смеются над женихом, но тот поначалу этого не замечает. Перед скорой свадьбой Леонора в смятении – любовница короля и в супруги такому достойному герою, она поёт свою полную противоречивых чувств арию, выплескивая в кабалетте гнев на злобу придворных… Но Фердинанд всё узнает, откажется от позорного брака и вернётся в монастырь. Леонора разыщет его, но, как водится, в операх бельканто, истощённая умрёт на руках любимого».

Падшая женщина, а с другой стороны любящая Фердинанда Леонора – сложный образ. Широта диапазона нашей солистки, актерские данные и проникновенное звучание голоса смогло в сумме передать точное состояние и музыкальную характеристику героини оперы.

Завершающим номером первого отделения прозвучала песня Азучены из оперы «Трубадур» итальянского композитора Дж. Верди. В цыганском таборе на склоне горы Бискайе цыгане встречают утро жизнерадостной песней («Кто скрашивает жизнь цыгана? Цыганка!»). Но Азучена затягивает свою пугающую печальную арию про сожжение на костре и повторяет загадочные слова: «Отомсти за меня»...

Очень сильное и достойное исполнение Татьяны заставило меня внимательно вслушиваться в интонации и ни на что не отвлекаться.

Второе отделение составили исключительно романсы И. Брамса, Ф. Шуберта и Р. Штрауса. Не будем подробно говорить о каждом исполненном номере, но отметим, что композиции были разнохарактерные, и солистка в полной мере смогла справиться с поставленной задачей.

Изюминкой в завершении прошедшего вечера стало исполнение на бис «Испанской канцонетты» Дж. Россини. Не многие композиторы на протяжении всей своей жизни пользовались такой всесветной славой, как Россини. Великий немецкий поэт Гейне назвал его «солнцем Италии». Знаменитый французский писатель Стендаль писал, что «слава Россини ограничена только пределами цивилизации». Вождь национально-освободительного движения в Италии Мадзини провозгласил Россини «титаном мощи и отваги». Пушкин полушутя, полувосторженно сказал о нем: «Европы баловень — Орфей». А сколько было превратных суждений о композиторе, ошибочных толкований, изображавших его жрецом бездумного, развлекательного искусства, певцом эпохи Реставрации и даже, как язвительно заметил Вагнер, «ловким фабрикатором искусственных цветов». Его называли самым ленивым из композиторов, а между тем за девятнадцать лет творческого труда Россини сочинил тридцать восемь опер! Его упрекали в злоупотреблении избитыми приемами, а он явился смелым оперным реформатором, вдохнул новую жизнь в итальянское оперное искусство, проложил для него новые, широкие пути. Музыка Россини вызывала у современников неудержимое веселье, гомерический смех, исторгала слезы глубокого волнения, порождала взрывы пылких патриотических чувств. Из тридцати восьми опер Россини на оперной сцене и концертной эстраде живут всего несколько. Но как полнокровна их жизнь! Какой неувядаемой юностью веет от них, сколько в них радости, поэзии и очарования.

«Испанская канцонетта» (1821 год) прозвучала в исполнении нашей солистки очень темпераментно и живо. Было понятно сразу, что вокальная партия далеко не из простых, т.к. насыщена разнообразными приёмами. Однако, Татьяне Невярдовской с успехом удалось исполнение этого произведения, и зал наградил её бравурными аплодисментами. Стоит отметить, что все произведения исполнялись на языках оригинала, а именно итальянском и немецком. Это обстоятельство очень подкупает, т.к. слушателю удаётся полностью проникнуться духом эпохи и ощутить колорит разных стран.

Огромное спасибо хочется сказать и другим участникам концерта – ведущей Анастасии Грубой и концертмейстеру Анне Двойнишниковой.

 

 

Ксения Моногарова

студентка 4 курса, профиль «музыковедение»,

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова